Елена Букарева
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»
Консультация для воспитателей по теме :
«Роль воспитателя на музыкальных занятиях»
Подготовила: Букарева Е. В.
Г. Дудинка
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль воспитателя на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
«Роль воспитателя на музыкальных занятиях»
СЛАЙД №1,2
«….воспитание в музыке надо считать самым главным:
ритм и гармония глубоко внедряется в душу,
овладевает ею, наполняет ее красотой
и делает человека прекрасно мыслящим.»
Древняя Греция, Платон.
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.
СЛАЙД №3
Главными целями музыкального воспитания является :
- игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка,
- развитие его природной музыкальности;
- развитие способности к творческому самовыражению, как условие радостного бытия детей и их дальнейшей успешной самореализации в жизни.
СЛАЙД №4
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия.
СЛАЙД № 5
На музыкальном занятии роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
СЛАЙД №6
Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
СЛАЙД №7
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Музыкально – ритмическое движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
СЛАЙД №8
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях :
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
СЛАЙД №9
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания : самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
СЛАЙД №10
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала, если это нужно;
3. Не участвует во время быстрых опросных упражнений (беседа о характере песен, музыкальных произведений, о временах года, о композиторе);
4. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед или рядом с детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
5. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
6. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).
7. В группе повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
8. При обучении детей музыкально - ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости,показывая то или иное движение.
9. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
10. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
11. Берет одну из ролей в сюжетной игре;
12. Умеет играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте;
13. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
14. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
СЛАЙД №11
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте».
Успехи в музыкальном развитии детей зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.