Ольга Сапегина
Консультация для воспитателей «Песочные игры — современные педагогические технологии игр с песком»
Любая технология обладает средствами, активизирующими, развивающими деятельность воспитанников, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии, в данном случае это игры с песком.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Публикация «Консультация для воспитателей „Песочные игры — современные педагогические технологии игр с песком“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Игры с песком объединяют массу упражнений, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания, и развитие речи. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Хорошо использовать такие игры во время адаптации. Так же развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную напряжённость, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде. Позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации.
Помогают преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок. Развивают творческие способности. Способствуют развитию связной речи и расширению словарного запаса. Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
В играх с песком ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других). Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Формы работ в песочнице:
– сюжетные игры, пальчиковые игры, дидактические игры;
– игры - забавы, рассказывание песочных сказок, отгадывание загадок;
– рисование песком и на песке, экспериментирование;
– конструирование из песка;
– создание картин на песке;
– создание песочных композиций, создание сюрпизных моментов
Материалы, используемые в работе с песком: печатание, рисование кисточкой, мячиком с шипами, палочками, рисование воронкой из бумаги, рисование дыханием через трубочку для коктейля, веточки, шишки, орехи, камешки, ракушки, палочки, большие пуговицы, ведерки, лейки, формочки, сито, игрушки животных
Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Этот вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образно - логического мышления ребенка.
Очень важно, познакомить детей с правилами поведения во время игры с песком:
песок не надо брать в рот, не разбрасывать по группе и кидаться. Стараться играть аккуратно, чтобы песок не попал в глаза. По окончании игры вымыть руки с мылом.
Песочную игру нельзя проводить в следующих случаях, если у ребёнка:
- эпилепсия или шизофрения;
- аллергия на пыль и мелкие частицы;
- легочные заболевания, кожные заболевания и порезы на руках.
При организации игр с песком важно учесть следующее:
Песок должен быть чистым. (Обычный песок и манку, можно прожаривать). Очистка кинетического песка: в песок вылить 1 ст. л. Молока и 1 ст. л. растительного масла, перемешать. Выложить на лист, прожарить в духовке при температуре 200 градусов 10 минут. Остудить.
Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям.
Познакомить детей со свойством песка, какой песок (рыхлый, рассыпчатый, влажный, сухой, мокрый). Давайте его погладим между ладонями. Возьмите в руки песок крепко- крепко сожмите, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков и опять отпустим. В работе с детьми младшего возраста важно использовать прием новизны: кинетический песок, цветной песок. Также элементы неожиданности, когда ребенок находит в песке какие либо предметы или игрушки он удивляется, рассматривает игрушки, проявляет интерес. Неоценимую помощь в работе оказывают народные потешки, стихи, загадки, песенки, сказки которые настраивают детей на эмоционально – позитивную атмосферу.
Во время игр с песком можно включать спокойную музыку. В место песка можно использовать манку, мелкий рис. В магазине видов песка очень много (кинетический, мокрый, живой, лунный). При покупке песка, требуйте сертификат от производителя.