Получи документы

Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

Ольга Каржавина
Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы

«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны»

Дональд Сандер

В коррекционной работе с детьми, имещими РАС, часто применяется песочная терапия. Она представляет собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка. В процессе создания творческого продукта у ребенка в символической форме проявляются образы — рисунки, композиции из фигурок и различные построения на специальном подносе с песком. Вариантом песочной терапии является песочная арттерапия, которая объединила в себе песочную терапию с рисованием : акцент делается на изобразительном творчестве с помощью песка, размещенного на специальном световом столе. Считается, что негативные эмоции, конфликты и страхи выражаются в песочных картинках в символическом виде. В процессе работы с песком негативные тенденции у ребенка ослабевают, «уходят в песок». В настоящее время песочная арттерапия как вполне доступная деятельность используется при коррекции поведения детей с РАС, для снятия напряжения, тревоги, раздражительности и приступов гнева.

Публикация «Консультация для воспитателей „Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра“» размещена в разделах

По своим свойствам песок удивительный и загадочный материал, приятный на ощупь и очень податливый. Погружая руки в песок, мы испытываем удивительные ощущения. Песок позволяет нам создавать из него целые фрагменты мира. Песок обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим сквозь пальцы, влажным и липнуть к рукам, плотным или пластичным, на нем можно оставлять отпечатки.

Основная цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Песочная терапия является как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом. Возможности песочной терапии очень обширны. Данный метод позволяет гармонизировать, упорядочить внутренний душевный дисбаланс.

Иногда ребенок не может выразить словами, что его беспокоит. И как нам, взрослым, понять, что происходит в душе ребенка? И тогда на помощь приходит песок, который может поведать нам о проблеме ребенка. Предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. К тому же создание песочных композиций, в отличие, например, от рисунка, лепки, не требует каких-либо особенных умений и навыков. Сеанс песочной терапии дает ребенку ощущение защищенности и полной свободы. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с РАС. Каждая фигурка появляется в песочной композиции не случайно, она выражает наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Песочная игра – это самый простой и легкий способ для ребенка выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Песок ассоциируется с бессознательным и получается, что малыш на песке выстраивает собственный мир в миниатюре.

Игры с песком способствуют развитию моторики руки, кисти. А так как имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кисти рук: от них посылаются сигналы в мозг в те центры, которые управляют эмоциональным состоянием, то игра с песком способствует формированию эмоциональной сферы ребенка с РАС.

Кроме этого игры с песком способствуют развитию речи ребенка, формируют коммуникативные навыки (ребенок «втягивается» в общение при взаимодействии в игре). В процессе игры с песком формируется познавательная деятельность (внимание, память, восприятие, воображение). Формируются личностные качества (воля, целенаправленность действий). Работа с песком балансирует психические процессы (возбужденных успокаивает, вялых активизирует).

Ребенка с РАС необходимо учить играть с песком, соблюдая правила.

Первое правило– установите доверительные отношения с ребенком.

Вторе правило– включите себя в игру (проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т. д.).

Третье правило - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Примерные игры с песком в работе с детьми с РАС :

Игра "Я пеку, пеку"

Ребенок вместе с воспитателем "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого используются разнообразные формочки, совочки. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую (если действие недоступно ребенку, то выполняете его при совместном взаимодействии). Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

Игра "Заборчики"

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого, руками или с помощью палочки рисует заборчики. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

"Волшебные отпечатки на песке"

Педагог и ребенок оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

Игра "Выдуваем фигуры и рисунки"

Ребенок вместе со взрослым или самостоятельно при помощи различных трубочек выдувает различные фигуры или рисунки на песке.

Игра "Рисуем с помощью трафаретов"

Предлагаем ребенку нарисовать сказку при помощи трафарета. 1 вариант: насыпаем песок на весь трафарет, а затем аккуратно разглаживаем песок и поднимаем трафарет. 2 вариант: ребенок аккуратно насыпает песок в трафарет и убирает трафарет.

Игра «Археология»

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть ребенок раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

Игра «Дорожки из песка»

Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Уважаемые педагоги, организуя игру с песком, помните!

В ходе организации игры необходимо находить адекватные возможностям ребенка приемы игровой деятельности. Попытки сразу установить контакт или навязать определенные виды деятельности без учета доступного этому ребенку уровня коммуникации (общения, могут создать атмосферу непонимания. Поэтому поначалу не должно быть никаких речевых инструкций, ребенку предоставляется полная свобода. Далее происходит включение взрослого в деятельность, что дает ребенку понять преимущества совместной работы со взрослым.

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Песочная терапия в работе с детьми» Плюсы песочной терапии в работе с детьми. В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут.

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС) (3–4) Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС) (7–8) Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС) (9) Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Использование метода визуальной поддержки с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра и ТмнрИспользование метода визуальной поддержки с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра и Тмнр Меня зовут Лидия Григорьевна Руссакова. Я работаю учителем-дефектологом в 1Е классе, в БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста» Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять.

Песочная терапия в работе с детьми Во многих странах мира распространена методика развития личности – песочная терапия, предназначенная как для индивидуальной психотерапевтической.

Песочная терапия — эффективный инновационный метод в работе с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия — эффективный инновационный метод в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». И в самом деле, мы не можем представить свое детство без песочницы.

Проект «Песочная арт-терапия как технология в работе с детьми ОВЗ» Проект «Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми ОВЗ» педагог-психолог Салумханова А. С. Тема проекта: Песочная арт-терапия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»
Опубликовано: 26 октября 2019 в 15:39
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Каржавина (УИ 923692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД