Соловей Галина
Песочная терапия в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Во многих странах мира распространена методика развития личности – песочная терапия, предназначенная как для индивидуальной психотерапевтической работы со взрослыми и детьми, так и для групповых занятий.
Данная методика позволяет глубоко постичь внутренний мир человека, разобраться в своей жизни, своих ощущениях, взаимоотношениях с окружающими. Позволяет увидеть свою жизнь с разных сторон, обратиться к внутренним ресурсам.
Публикация «Песочная терапия в работе с детьми» размещена в разделах
Играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, человек независимо от возраста, чувствует себя настоящим волшебником. Ибо создаётся мир подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет, события приходят к развязке, необходимой ему. Сказочная инструкция, наделяющая клиента ролью волшебника, позволяет не только перенести в песочницу своё эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения.
Для организации процесса песочной терапии потребуются :
• Песочница (ящик для песка)
• Песок
• Вода
• Коллекция миниатюрных фигурок
Песочница представляет собой деревянный ящик, заполненный песком наполовину. Традиционный его размер в сантиметрах 50 *70 – размер поля, а 8 см – глубина. Считается, что такой размер песочницы соответствует объёму поля зрительного восприятия. Традиционная, классическая песочница окрашивается в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо.
Набор миниатюрных фигур должен быть настолько заполнен, чтобы отражать все сферы человеческой жизни.
Каждая фигура имеет своё символическое значение. И выбирает её человек не случайно – она с чем - то созвучна в его внутреннем мире. Выбираемые в ходе песочной терапии фигуры животных и предметы обозначают определённые личные качества человека. Их выбор также отражает потребность в самовыражении и исцелении, достигаемых благодаря установлению человеком внутренней связи с качествами соответствующего предмета или животного.
Подобно тому, как песок имеет свойство впитывать и пропускать через себя воду, так он впитывает и негативную энергию и более того, песок трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем.
Психокоррекция в песочнице. Индивидуальная форма работы с детьми.
Каждая выбранная фигурка, воплощает какой – либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребёнок сам придумывает, о чём они говорят или что делают. Ребёнок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет, персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребёнка чувства и мысли.
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них своё внимание. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и «жертву». Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматическое событие, и возможно, избавится от связанных с ним переживаний.
Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс, в результате утраты близких, или разлуки.
В процессе проведения песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешения конфликта.
На стадии «хаоса» ребёнок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменить эмоциональное отношение к ней.
Стадию «борьбы» можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет война, схватка, тяжёлое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой.
Выбирая главного героя для игры с песком, ребёнок будет ассоциировать себя с ним. Рассказывая об этом герое, чего он боится, о чём мечтает, чего хочет, с кем дружит и т. д., ребёнок будет рассказывать о самом себе.
Таким образом, данная методика является не только прекрасной диагностикой эмоциональной сферы ребёнка, но и обладает эффективной терапевтической особенностью.