Светлана Макарова
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры с цветными прищепками и скрепками как технология развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры с цветными прищепками и скрепками как технология развития дошкольника
«При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг»
Н. А. Бернштейн
Родители и воспитатели, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Однако, для того чтобы будущий первоклассник был хорошо подготовлен к учебной деятельности, необходимо развивать и мелкую моторику, т. е. выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие не только овладения навыком письма, а также развития речи, внимания, мышления, памяти, восприятия и т. д. Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствуют всестороннему развитию ребёнка.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки, является общая неготовность большинства современных детей к письму или
проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако, даже, если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4 -5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача, значит, и этот ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете малыш хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже будут знания. Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.
Для развития мелкой моторики пальчиков идеально подходят игры с обыкновенными бельевыми прищепками. С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.
С этой целью используем одну из нетрадиционных оздоровительных технологий – пальчиковые игры с цветными бельевыми прищепками и канцелярскими скрепками. Дидактические игры с предметами (прищепками и скрепками) составлены с учётом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающих интерес к ним и побуждающих ребёнка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности.
Работу осуществляем поэтапно. На первом этапе дошкольников и родителей знакомим с разнообразными видами прищепок (деревянными, пластмассовыми, декоративными, миниатюрными) и цветных канцелярских скрепок (большими, маленькими, из разного материала, об их предназначении, о необычных способах использования в детском саду. На втором этапе вместе с детьми и родителями приобретаем цветные прищепки и скрепки, подбираем картинки на разные темы, изготавливаем дидактические карточки по разным направлениям. Дошкольников знакомим с техникой безопасности при обращении с прищепками и скрепками, правилами обращения с прищепками (учим открывать и закрывать их, правилами соединения и разъединения скрепок. Скрепки не рекомендуется использовать в работе с детьми младше 4-х лет. Далее собираем и систематизируем игры с использованием цветных скрепок и прищепок по разным направлениям, а также разрабатываем новые игры. На третьем этапе используем игры, в которых дошкольники проявляют творческое воображение и фантазию, изготавливают персонажей из разных сказок для игр - драматизаций, игры на развитие конструктивных способностей, игры, в ходе которых изготавливаем поделки из прищепок и скрепок, используемых в творческих играх и т. д. Например, можно разыграть сюжет любой сказки. Для этого на прищепки нужно прикрепить фигурки героев сказки. И вот у вас появился свой кукольный театр на пальчиках. А можно поиграть в пальчиковые игры. По ходу текста одевайте на пальчики прищепки
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Использовались следующие формы организации игр: совместная игра воспитателя с детьми вне занятия и на занятии; самостоятельные игры детей; совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Применялись в комплексе различные методы и приё мы: игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, вопросы, решение проблемных ситуаций.
Игры – упражнения одновременно несложные и сложные. Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. Хорошо зная требования школы, уделяем большое внимание развитию и совершенствованию пространственных представлений – «справа, слева, вверху, внизу» и т. д. Используя в играх цветные прищепки и скрепки способствуем развитию тактильных ощущений, т. к. соприкосновение руки с прищепкой и скрепкой способствуют запоминанию, закрепляя понятия «правая рука», «левая рука», «правая сторона» и т. д. Пальчиковые игры –упражнения, их повторы направлены на развитие не только тактильной, но и других видов памяти: вербальной, образной, двигательной, эмоциональной; на сохранение воспринятого.
У дошкольников в основном развито непроизвольное внимание. Это значит, что ребёнок направляет его туда, где есть что – то яркое, новое, необычное. Поэтому в наших играх используем много оборудования: цветные прищепки с мордочками животных, с насекомыми, фруктами и т. д., разнообразные цветные скрепки, дидактические карточки, сюжетные картинки и др. Яркость, новизна, необычность позволяют поддерживать неослабевающий интерес у ребят. Тем самым вырабатывается сосредоточенность, произвольное внимание.
В ходе игр, упражнений с прищепками и скрепками дети начинают непроизвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер: «напряжение – расслабление», «тяжесть – лёгкость», темп и ритм, что не маловажно при обучении письму. Чувство ритма обнаруживается в зрительном восприятии, в возможности видеть орнамент (узор, который дети выкладывают с помощью цветных скрепок и прищепок.
Игры и упражнения, тренинги с использованием предметов-заместителей (бельевых прищепок разного цвета, размера и т. д.) эффективны для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения. Озвучивание действий с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождение их разнообразными игровыми приемами способствуют развитию коммуникативных функций речи.
Формируя и совершенствуя мелкую моторику с использованием пальчиковых игр с предметами (с цветными скрепками и прищепками) развиваем практические навыки, интеллект ребёнка, готовим его к дальнейшей успешной учебной деятельности. Желаю Вам успехов!