Ирина Теплова
Пальчиковые игры как средство развития интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ДО определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Игра относится к основным видам деятельности дошкольников. Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, в которых усвоение какого-либо материала происходит незаметно для детей в практической деятельности. Она определяет дальнейшее развитие ребёнка. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - писал В. А. Сухомлинский. Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников обозначена тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего результата в развитии мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает его к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хор «Активные методы организации детских видов деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» - 222 - мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с определённым текстом. Пальчиковые игры развивают у детей творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, развивается воображение. Дети выполняют пальчиковые игры с большим удовольствием. Для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. У детей улучшается двигательная координация, преодолевается скованность, зажатость. В своей практике отдаем предпочтение музыкальным пальчиковым играм. Образная, яркая, веселая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создает благоприятную атмосферу для занятий. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут использоваться на праздниках и развлечениях. Пальчиковые игры и упражнения – так же уникальное средство для развития детской речи. Они направлены на помощь детям дошкольного возраста в освоении навыков активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук. Немецкий философ Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг». О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Еще в старину люди понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем потешки «Ладушки», «Сорока-ворона». Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения и мимику, распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др., изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение. Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. А сейчас поговорим об этапах разучивания игр. Этапы разучивания игры. 1. Сначала мы показываем игру малышам сами. 2. Взрослый и дети выполняют игру одновременно, проговаривая текст. 3. Дети выполняют упражнение и проговаривают текст, а взрослый подсказывает и помогает. На наших музыкальных занятиях мы используем такой прием, как придумывание движений к пальчиковой игре. Следующий прием - проигрывать пальчиковую игру, постепенно ускоряя темп. Например, пальчиковая игра «Овечка». Еще один полезный прием – это обыгрывание пальчиковых игр на фоне музыкального произведения. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять «Активные методы организации детских видов деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» - 223 - под вальс. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и последовательно. «Кулак – ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под маршевую или танцевальную музыку. Так же в своей работе используем всем известную методику Железновых «Музыка с мамой». Образная, яркая, веселая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, создает благоприятную атмосферу для занятий. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком - одна из задач педагога. А также используем пальчиковый театр, который можно применять в самостоятельной игровой деятельности. Пальчиковый театр - наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему развитию речи, снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций. В пальчиковый театр входит набор игрушек - персонажей, куколки, животные, которые одеваются на отдельный пальчик. Благодаря пальчиковому театру у ребенка появляется возможность расположить сказку на ладошке, в которой он сможет сыграть роль любого героя. Пальчиковый театр - это прекрасный сенсорно-двигательный и речевой тренажер. Дети на один пальчик надевают персонаж, а другим показывают действие. Маленькие куклы помогают развивать подвижность пальцев обеих рук, развивают словарный запас, помогают освоить речь персонажей, активизируют речь. Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества – пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка. Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но, в то же время, привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Список литературы: 1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009; 2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003; 3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002; 4. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010.