Сабина Хасметова
Пальчиковые игры как основа развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
МА ДОУ ДС №15 «Росинка»
"ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ"
Хасметова С. Г.
2Слайд
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Публикация «Пальчиковые игры как основа развития речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
3 слайд
Из истории
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Влияние ручных действий на развитие мозга и речи человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими — не важно). Если заниматься с ними постоянно — можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечнососудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук.
А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш.
А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».
Пальчиковые игры – это культурное наследие немецкого народа, история их существования исчисляется столетиями. Статус развивающих упражнений пальчиковые игры получили в конце XIX века, когда немецкий педагог и ученый Фридрих Фребель вписал их в учебный план своих детских садов.
Сегодня специалисты – психологи возрождают старые игры и создают новые. Пальчиковые игры для детей — универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном. Поэтому в занятия и процесс режимных моментов нужно обязательно включать пальчиковые игры и различные упражнения, направленные на развитие тонкой ручной координации
4 слайд
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов.
Исследования физиологов доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и положительно влияют на развитие речи, поскольку проекция кисти руки в коре головного мозга находится рядом с проекцией речевого анализатора.
В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. И все потешки, игры – не что иное, как массаж в игре.
Так что пальчиковая гимнастика положительно влияет на здоровье ребенка и воздействует на речевые функции.
5 слайд
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
6 слайд
Учё ными была выявлена з а к о н о м е р н о с т ь: ЕСЛИ развитие движений пальцев соответствует возрасту, ТО и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
7 слайд
Пальчиковые игры
Это общение ребёнка с ребёнком.
Это общение ребёнка со взрослым
Дети очень любят пальчиковые игры. Следует знать, что ребенка нельзя принуждать к игре: брать его руку и двигать пальцами, когда у малыша нет на это желания. Лучше сами начните игру, тогда через некоторое время увлеченный вашими действиями ребенок с удовольствием присоединиться к вам. Игры с ними развивают чувство ритма, воображение, но, главным образом, вызывают веселье, смех и доставляют радость общения вам и вашему малышу.
Именно поэтому в народной педагогике есть множество развлечений с использованием пальцев рук, например игра «Пальчик, пальчик, где ты был?». Читая потешку, перебирайте пальчики малыша : к большому пальцу по очереди прижимайте указательный, средний, безымянный и мизинец. Для усиления эффекта можно на каждый пальчик надеть сделанный из бумаги колпачок с забавной рожицей.
8 слайд
Пальчиковые игры как средство развития
мелкой моторики рук;
памяти;
речи;
мышления;
воображения;
координации движений.
9 слайд
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнений необходимо привлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
В идеале: каждое занятие имеет свое название,
длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10 слайд
При повторных проведениях игры дети нередко начинают говорить текст частично (особенно начало и окончание фраз).
Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).
Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не заставляйте. Попробуйте разобраться в
причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их
(например, изменив задание) или поменяйте игру.