Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края»

Светлана Павловна Киселева
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края

Слайд 1

Уважаемые педагоги, нашу встречу я хочу начать с простой детской игры «Чудесный мешочек». Ваша задача достать карточку из мешочка и назвать что на ней изображено.

Как все это можно назвать? (промыслы России)

Правильно. И сегодня мы с вами поговорим о ознакомлении дошкольников с промыслами России.

Публикация «Консультация для воспитателей „Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края“» размещена в разделах

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Мы живём в России и нам, как никому, дорого все, что связано с нашим народом.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Народные промыслы России – огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный. Ремесла сохранились и в наши дни.

Как вы думаете какая разница между промыслом и декоративно прикладным искусством?

Слайд 2. Народные промыслы — особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. Из сырья, которым богаты отдельные земли, местные мастера создавали по-особенному украшенные изделия ручной работы.

Декоративно-прикладное искусство может создавать один художник, нередко с академическими знаниями. Академические знания - это знания, традиционно создаваемые в процессе осуществления образовательной и научной деятельности, Чтобы получить академические знания, не обязательно закончить ВУЗ, здесь все индивидуально и зависит именно от желания человека в познании в какой то области (или в нескольких) больше, чем знают другие. И использовать свои познания для новых идей.

Давайте попробуем наши картинки разделить на две группы: промыслы и декоративно-прикладное искусство.

Русские народные промыслы - сочетают производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия.

Слайд 3. Ознакомление детей с народными промыслами позволяет решать задачи художественно-эстетического воспитания, познавательного, речевого развития, физического развития детей, социально коммуникативного развития.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественно-эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка, любви к своей родине, уважение к людям труда, гордость за свой народ.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Физическое воспитание : Народные игрушки способствуют развитию движений (особенно в раннем возрасте, мелкой моторики.

Социально коммуникативное развитие – умение общаться, усвоение норм и ценностей, принятые в обществе. Развитие эмоциональной отзывчивости, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Слайд 4 Наша задача – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, развивать в детях творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.

Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с раннего детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости

Какие промыслы можно использовать в раннем возрасте?

Слайд 5, 6 Конечно же это деревянные игрушки (гороховецкие, городецкие, богородские… Игрушки матрешки. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.

В этом возрасте особое внимание уделяется любованию предметами. И взаимодействию с ними т. е. игре. Также используется изобразительная деятельность (украшаем фартук матрешке, платочек для матрёшки, укрась дудочку.)

Слайд 7. 2 младшая группа

Вышитая, расписная, апплицированная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская,) игрушки из дерева (семеновская, полхов-майданская, загорская матрешки, грибки, кони-каталки, Игрушки из соломы, прялки, сундуки, люльки.

Слайд 8. Средняя группа

Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, из дерева (полхов майданская, вологодская, загорская, богородская, Предметы быта из бересты. (шкатулки, посуда, разделочные доски и др.) Роспись и резьба по дереву (Городец). Роспись на подносах (Жостово, кружево (вологодское, вятское,вышивка и ткачество (расписные полотенца и рубахи, роспись посуды (новгородская, псковская) изделия из теста (поморские козули) .

Слайд 9. Старшая группа

Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская, скопинская, игрушки из разных видов материалов: щепы, дерева, соломы, папье маше. (полхов майданская, вологодская,крутецкая, загорская, богородская).Предметы быта из бересты (печерские, пинежские, олонецкие шкатулки, посуда, разделочные доски, прялки и т. д.). Роспись и резьба по дереву (Городец, хохлома, палех). Керамическая посуда (Псков, Гжель) Вышивка разных областей России, ткачество и ковроткачество, плетение, аппликация, чеканка, изделия из теста (поморские козули) и т. д.

Слайд 10. Подготовительная группа

Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская, оякская, жбанниковская, Гриневская, рязанская, скопинская, белорусская, молдавская, татарская, таджикская) игрушки из разных видов материалов: щепы, дерева, соломы, папье маше. (полхов майданская, вологодская,крутецкая, загорская, богородская, ермиловская).Предметы быта из бересты (печерские, мезенские, пинежские, олонецкие шкатулки, посуда, разделочные доски, прялки и т. д.). Кружево (вятское, вологодское, елецкое, киришское). Роспись и резьба по дереву (Городец, хохлома, палех). Керамическая посуда (Псков, Гжель, Новгород, Украина, Белорусия и другие) Вышивка разных областей России, ткачество и ковроткачество разных стран, плетение, аппликация, оригами, чеканка. Изделия из теста, кожи, кости.

Слайд 11. Ну и конечно региональный компонент включаем местные промыслы. На территории Ивановской области исторически сложились следующие виды традиционных народных художественных промыслов - лаковая миниатюра, художественная роспись, строчевышивка, ткачество, набойка тканей, лозоплетение. (Льноткачество, Ивановские ситцы, ювелирное дело, Шуйская гармонь, Палехская миниатюра, Холуйская роспись, Кинешемские валенки).

В настоящее время прослеживается тенденция к угасанию многих народных художественных промыслов.

Слайд 12. Вся работа проводится в трех направлениях:

1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей : умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами.

Педагог знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов.

При разработке циклов образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя – научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.

Слайд 13. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа “ткани” (полосатая, клетчатая, свободное расположение элементов (по мере убывания размера, а также узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге, изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

Слайд 14. В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т. д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Слайд 15. Для того, чтобы успешно проводить такую работу, педагог должен быть сам знаком с народными художественными промыслами, должен знать и понимать народное искусство, знать методику обучения детей.

Работа по ознакомлению детей с народными промыслами должна проводиться систематически.

Предметно-пространственная среда группы обязательно должна включать настоящие предметы русских народных промыслов, а также альбомы с картинками, настольные игры, дидактический материал, раскраски, альбомы с разными видами росписи, схемы основных элементов росписи и др.

О народных промыслах написано много книг, в которых присутствуют живописные иллюстрации с пояснениями и элементами орнаментов. В дополнение к ним выпускаются детские раскраски, рабочие тетради и комплекты для творчества, которые помогут ребенку на практике закрепить услышанное в детском саду или увиденное при просмотре фильма.

Эффективность работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Родители вместе с детьми посещают выставки народных умельцев, приобретают народные игрушки, читают сказки, рассматривают книги и иллюстрации, рассказывают детям об игрушках – кто их делал и как. Родителей необходимо привлекать к участию в совместных мероприятиях: народных праздниках, развлечениях, досугах.

Дидактические игры, созданные руками мамы или папы, не оставят равнодушным ни одного ребенка. Красочные, захватывающие, требующие внимания и смекалки, они создадут прекрасную атмосферу творческого вечера в кругу семьи.

Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края»Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края» Конспект СОД в младшей группе «Чьи бусы» Разработали:Ирина Николаевна Ардашева, музыкальный руководитель I категории, Елена Александровна.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Приобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами РоссииПриобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами России Содержание работы: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края»
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 01:11
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Павловна Киселева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД