Нурслу Аймуратова
Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :
Темочки:
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности : музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, логические задачи и кубики; игры на составление целого из частей.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.
И так, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Одним из важных факторов развития самостоятельной деятельности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Я пытаюсь организовать разнообразную развивающую предметно – пространственную среду в своей группе для детей 3-4 лет, которая поможет им обеспечить познавательную активность, будет соответствовать их интересам и иметь развивающий характер. Среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка: развивается инициатива, активность, закрепляются имеющиеся навыки, поднимается самооценка, уверенность в себе и в своих возможностях.
Поэтому очень важно правильно организовать развивающую среду для самостоятельной деятельности детей. А чтобы правильно организовать развивающую среду надо правильно планировать. Планирование – это творческий и трудоемкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.
утренний отрезок времени
1. Внесение новой игрушки (рассматривание ее, определение ее места в игровом уголке, уточнение правил пользования).
2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
3. Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах : книги, природы, художественного творчества.
4. Обогащение материалами игры «Библиотека».
5. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
6. Работа в центре творчества: оформление книжек-самоделок.
7. Экпериментирование с художественным материалом (при изготовлении иллюстраций к книжкам-самоделкам).
8. Самостоятельные игры детей
9. Работа в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра;
10. С/Р. игры «Магазин», «Больница».
прогулка
1. Игры с песком (со снегом).
2. Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер).
3. Моделирование.
4. Опыты.
5. Вынос оборудования для труда на участке
вечерний отрезок времени
1. Строительная игра (совершенствование конструктивных решений, работа над формированием взаимоотношений детей).
2. Труд по уходу за растениями группы.
3. Работа в книжном уголке (внесение новой книги, рассматривание иллюстраций).
4. Внесение настольно-печатной игры.
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Театр».
6. Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги.
7. Подбор книг для выставки (сказки народные, авторские)
8. Добавление в природный уголок оборудования для ухода за растениями.
9. Выставка книг: русские народные сказки,
сказки народных писателей.
10. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
11. С/Р. игры «Библиотека», «Семья».
12. Внесение дид. игры «Собери сказку».
В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые атрибуты к играм, атрибуты для выполнения трудовых поручений, игры для самостоятельной деятельности, художественная и справочная литература, картины, иллюстрации схемы и другой дидактический материал вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей
- Самостоятельная деятельность на прогулке. С\р. игры по желанию детей. – Игры с выносным материалом. Обручи, формочки, лопатки, санки. – Внесение настольно-печатных игр «Лото» (ПДД, «Что такое хорошо и что такое плохо?» - закреплять знание детьми правил игры; развивать внимание, формировать умение играть в паре, рассказывать партнеру правила игры, поощрять доведение игры до конца. – Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений – закрепить представления детей о разнообразии стеблей.
- Работа в центре «Рисования» : лепка «Красивые рукавички» - развитие мелкой моторики пальцев рук» - Трудовая деятельность : сгребание снега в определенное место. Цель: учить, правильно пользоваться лопатками, наполнять ведра до определенной мерки. – Работа в центре «Почемучка» : игры на формирование мелкой моторики. – Активизация познавательной деятельности детей в центре «Познания», приобщение к социальным ценностям через внесение демонстрационного картинного материала по теме «Огород» - Активизация познавательной деятельности детей в центре «Песка и воды», игра «Гора из песка» - развивать силу рук, соотношение с движением рук. - Активизация познавательной деятельности детей в центре «Математического и сенсорного развития» - развитие мелкой моторики. Нанизываем бусины разного размера. – Центр «Конструирования» - «Магазин» - закреплять умения отбирать нужные для постройки детали.