Наталья Борзых
Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Организация двигательной деятельности детей в ДОО
в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Организация двигательной деятельности в режиме дня ДОО.
Организация медико-педагогического контроля в процессе образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие»
(из опыта работы)
Публикация «Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
В ФГОС ДО говорится о том, что развитие личности ребенка должно проходить в различных видах деятельности, в том числе – двигательной.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня и реализуется через организованную и самостоятельную деятельность.
К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся :
организованная образовательная деятельность;
физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;
самостоятельная двигательная деятельность детей;
активный отдых;
совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.
Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания и развития. Каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.
Организованная образовательная деятельность — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.
Организованная образовательная деятельность по направлению «Физическое развитие» проводится как в помещении детского сада, так и на воздухе. Согласно действующего СанПиНа (2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») организованная образовательная деятельность на воздухе в холодное время года проводится только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня обязательно включает в себя утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия.
Утренняя гимнастика в детском саду — важная форма физического воспитания детей. Основной задачей утренней гимнастики является обеспечение перевода ребенка в бодрое состояние, активизация и содействие его переходу к более интенсивной деятельности.
Организация двигательной и игровой деятельности проводится с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение дня.
Во время прогулки ребенок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки и др. Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т. е. овладение «школой мяча»). Предлагается использовать различные варианты проведения подвижных игр на воздухе.
Комплекс игр с элементами спорта.
Подвижные игры разной интенсивности.
Сюжетные подвижные игры.
Индивидуальная работа по проведению подвижных игр.
Особое внимание в режиме дня дошкольного учреждения и семье должно уделяться проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия (широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой, воздушные и солнечные процедуры) в сочетании с физическими упражнениями формированию привычек здорового образа жизни.
Самостоятельная двигательная деятельность детей. Следя за действиями ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия. Активная деятельность дошкольников целесообразна во время утренней и вечерней прогулок. Создавая полноценные условия для самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста в повседневной жизни, педагог тем самым обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для поддержания здорового психофизического состояния ребенка в течение дня.
Активный отдых должен быть представлен физкультурным праздником, физкультурным и музыкальным видами досуга, днями здоровья. Планирование праздников осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной возрастной группы и их двигательных возможностей.
Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОО и семьи может быть представлена работой родительского клуба, организацией консультативно-просветительской работы, проведением совместных спортивных и физкультурных мероприятий и т. д.
При планировании образовательного процесса необходимо учитывать следующие требования к организации двигательной активности детей :
- Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
- В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.
- Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка (п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).
- Общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой.
- Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;
- Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки. Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются подвижные игры средней интенсивности.
- Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.
- Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующей от детей умственной нагрузки.
Оптимальному двигательному режиму свойственна гибкость (Он должен учитывать индивидуальные особенности двигательной деятельности детей) и одновременно четкая структура, поэтому в ДОУ должна быть разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.
Вся работа по физическому развитию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующего дошкольным учреждением, старшего воспитателя. Это так называемый медико-педагогический контроль. В дошкольном учреждении необходимо разработать систему медико-педагогического контроля. В ее содержание включают следующие разделы:
санитарно-гигиенический режим;
организация питания;
режим дня;
двигательный режим;
охрана жизни и безопасность жизнедеятельности.
В системе медико-педагогического контроля особое место занимает медицинский контроль, который осуществляется медицинскими работниками учреждения.
Медицинский контроль в дошкольных учреждениях включает (согласно методическим рекомендациям «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» (утв. Минздравом СССР 23.12.1982 № 08-14/12) (далее – Методические рекомендации) :
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей. По итогам решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физическими упражнениями и различных видах закаливающих процедур.
Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями.
Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.
Контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.
Согласно методическим рекомендациям – «В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года»
В рамках сегодняшнего семинара более подробно рассмотрим вопрос о медико-педагогических наблюдениях во время проведения организованной образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие».
Осуществляя медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях, врач, старший воспитатель должны ознакомиться с планом занятий, проверить, соответствует ли план и содержание занятий для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей.
Задача старшего воспитателя – вести хронометраж, осуществляя наблюдение за деятельностью одного ребенка в течении всего времени. Задача врача – вести пульсометрию другого ребенка, фиксируя результаты частоты сердечных сокращений (ЧСС) после каждой части занятия.
С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятий и его отдельных частей.
Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.
Общая плотность - отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах.
Общая плотность = (полезное время)/(общее время занятия)100 %
Общая плотность занятия должна составлять не менее 80—90 %.
Полезное время – время, затрачиваемое на показ и объяснения воспитателя, выполнение движений, перестроения, поправки и замечания (за вычетом времени, затраченного на подготовку зала, расстановку, уборку спортивного инвентаря простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания).
Моторная плотность - отношение времени, непосредственно затрачиваемого ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженное в процентах.
Моторная плотность=(время, затраченное на движения)/(общее время занятия)100 %
Моторная плотность может составлять от 60 до 85 % (в зависимости от задач занятия, его содержания, возрастной группы)
Результаты оценки фиксируются в протоколе, который предложен Методическими рекомендациями.
Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.
После занятия по данным рисуется график и проводится его анализ в соответствии со сделанными записями. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной — показатели пульса. Физиологическая кривая определяется характером занятия.
Для занятия обучающего плана физиологическая кривая, как правило, двухвершинная (рис. 1, но может быть и одновершинной. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, за счет объяснений, показа, контроля выполнения движений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой, и реагирует на нее перевозбуждением пульса. В данном случае нарушится один из важных физиологических принципов — постепенное увеличение физической нагрузки.
Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений.
При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей.
Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15 - 20 %, в основной части - на 50 - 60 % по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70 - 80 % (до 100 %). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 10 - 15 %, после занятий (спустя 2—3 мин) возвращается к исходному уровню.
Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 3 - 4 лет – 130 - 140 уд /мин, для детей 5 - 7 лет в зале -140 - 150 уд. /мин, на воздухе -150 - 170 уд/мин.
Эффективность занятия зависит не только от правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюдения соответствующих гигиенических условий. На сайте Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» можно ознакомится с требованиями, которые предъявляет ФГОС ДО к организации развивающей пространственно-предметной среды, в том числе и для организации двигательной деятельности. (https://www.firo.ru/?page_id=15165).
Медико-педагогический контроль проводится согласно плана. Результаты контроля оформляются соответствующим образом.