Динара Хасанова
Консультация для воспитателей «Знакомство с народным творчеством в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, всесторонний талант русского народа, его трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство с народным творчеством в средней группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке.
Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются дымковские, филимоновские и башкирские матрешки, игрушки, предметы быта башкирского народа.
Знакомство детей 4-5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом – на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво.
Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок и лепку. В этом возрасте они с удовольствием украшают изделие способом налепа – шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы.
Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество. Игры с народными игрушками могут быть организованны в первую и во вторую половину дня со всеми детьми или с подгруппой.
Дети собираются возле воспитателя, в руках у него дымковская игрушка «петушок». Воспитатель обращает внимание на то, как расписана игрушка, как сочетаются фон и цвета узоров, как красиво нарисованы глаза у петушка: кружочки – две точки, нос, крылья, полосами рот. Все очень просто и вместе с тем красиво. Таким образом, во время лепки дети сравнивают свою работу с игрушкой народных мастеров, выясняют размеры, элементы росписи и детали. Можно отметить, что дети на пятом году жизни вполне осознанно рассматривают свою работу.
Постепенно в результате обучения дети начинают смелее по своему желанию вводить элементы декоративного оформления в лепку: украшают посуду, корзину для ягод, воротник и опушку шубки девочки, подставку у птички и другие предметы. Все это оживляет детские работы, делает их более законченными и выразительными. Ребенок, увлекаясь украшением своей работы, с желанием лепит, что также помогает процессу обучения и развитию творчества.
Литература:
1.«Народное искусство в воспитании дошкольников» : Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественной студии/ Под ред. Т. С. Комаровой. М. : Педагогическое общество России, 2006.
2.«Декоративная лепка в детском саду» : Пособие для воспитателя/ Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной. - М. : ТЦ Сфера, 2005.