Жанна Щеглова
Конспект развлечения по ознакомлению детей с устным народным творчеством орловского края
▼ Скачать +Заказ
«Кузя-домовой в гости к нам пришел»
(старшая группа)
Программные задачи:
закрепить представления детей об орловских сказках, загадках; продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки, составлять загадки;
продолжать формировать умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми;
активизировать речь детей, обогащать словарь (чугун, половник, ухват, помело, решето,горница);
Публикация «Конспект развлечения по ознакомлению детей с устным народным творчеством орловского края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
познакомить детей с новой орловской народной игрой «Золотые ворота»;
воспитывать у детей интерес к Орловскому фольклору.
Оборудование: интерьер крестьянской избы, сундук, игрушки- коза, колобок.
Действующие лица: Хозяйка избы- воспитатель в народном костюме, Кузя-домовой – воспитатель в мужском костюме, гости –дети старшего дошкольного возраста.
Ход:
Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки- касатушки! Проходите в избу. Доброму гостю хозяин рад. (дети садится на лавки)
Хозяйка (оглядывается) : Ой, ребятушки, беда приходил кто-то сюда! Всю посуду разбросал, мусор здесь вот покидал! Кто бы это мог быть? В избу вроде бы никто не заходил, пока я по воду ходила. Ребята, это не вы баловались?
Дети: Нет не мы.
Хозяйка: Ну, да ладно, давайте-ка, приберемся заново. Вы мне поможете, ребята? Но предмет вы будете ставить на место только после того, как вы отгадаете загадку об этом предмете. А загадки эти не простые их сочинили на нашей Орловской земле, в Мценском уезде. Слушайте внимательно (если дети затрудняются, показывается тот предмет, про который загадывается загадка)
1. Дед коптел, коптел, много лет терпел, а прохудился, под плетнем очутился. (чугун)
Дети, а что варят в чугуне?
Дети: Кашу, суп, щи.
Хозяйка :Правильно,как говорят у нас на Орловщине :щи да каша, пища наша.
Слушайте следующую загадку:
2. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. Что схватит-отдает, сам в угол идет. (ухват)
3. Скручено,связано, на кол посажено, по двору пляшет. (помело,метла)
4. Новая посудина, а вся в дырках. (решето)
5. Все по нему ходят, топчут, а он лежит и молчит. (половик)
6. Мать толста, дочь красна, а сын храбер, под небеса упер. (топящаяся печь)
Молодцы. Ребята, все загадки отгадали и в избе порядок навели. Погодите, а что это за бумажка? Да это записка от домового Кузи (пытается прочитать). Что-то здесь темновато, слаба я, глазами стала, не вижу, что написано, Давайте-ка, ребятки, пройдем в светлую горницу, там и прочитаем записку.
Дети садятся на скамейку. Рассаживайтесь. ребятки в ногах правды нет. А вы знаете кто такой домовой? (ответы детей)
Домовой - это невидимый хозяин дома. Он охраняет покой в доме, бережет счастье. Домовой - добрый дух, но когда он не согласен с порядком в семье, то тогда он сердится, вытаскивает кирпичики из печки, бьет и разбрасывает посуду, начинает стонать, гудеть под печкой. Но нашей большой семье, по-моему, все ладится. Правда, ребята? Ведь мы стараемся не ссориться, не обижать друг друга. Так чем же недоволен наш домовой Кузя? Зачем он раскидал посуду? Вот сейчас и узнаем! (читает записку)
Вы все зиму провожали,
Песни пели, веселились,
А меня не позвали, и за это в тот же час
Я обиделся на вас!
Ой, что же делать, ребята? Давайте позовем Кузю к нам сейчас. Может он нас простит и чем-нибудь повеселит?
Дети: Кузя, Кузя – домовой,
Не сердись на нас, родной.
Ты не стой у двери, приходи сюда скорей!
Заходит Кузя: Здравствуйте, ребята, здравствуй хозяюшка!
Хозяйка: А за что, ты Кузя на нас обиделся?
Кузя: А за то, что вас вон, сколько много, а я все один, ивы про меня забыли, в гости не завете.
Хозяйка: Да и правда, один в поле не воин. Ни песен попеть, ни хоровод поводить, ни поиграть. А давайте-ка, ребятки споем вместе с Кузей нашу орловскую песню «В саду роза бело-розовая» и поводим под нее хоровод.
Дети с Кузей водят хоровод.
Кузя: Ой, спасибо, повеселили вы меня. А я вам сейчас что-то покажу.
Кузя тащит сундук.
Хозяйка: Кузя, а что у тебя в сундуке?
Кузя: Да я сам не знаю. Там много всякой всячины. Сейчас посмотрю. Да тут у меня сказки для ребят. Хотите, я вам расскажу русскую народную сказку?
Все: Хотим.
Кузя: Ну, слушайте! ( достает из сундука игрушки: козу и колобка)
Жила была коза своим колобком в избушке на лесной опушке. Коза уходила в лес есть траву - шелковую, пить воду студёную, а колобку приказывала строго настрого дверь запирать и никому не открывать. Вот однажды пошла коза в лес. Шла,шла, а навстречу ей заяц. Заяц говорит: «Коза, коза я тебя съем!»
Хозяйка: Подожди Кузя, какая – то сказка у тебя странная. Ты все перепутал, правда, ребята?
Кузя (обиженно) : Ничего я не перепутал.
Хозяйка: Ребята, скажите Кузи, какие сказки он перепутал.
Дети: «Волк и семеро козлят» и «Колобок»
Кузя: Да, ну что ж, давайте, расскажу вам другую сказку. Стоит в поле теремок-теремок! Он ни низок, ни высок, ни высок! Проходил мимо дед, увидел теремок и решил, буду тут жить, Посадил дед репку около теремка. Выросла репка большая- пребольшая…
Хозяйка: Да нет, Кузя, ты опять все перепутал. Ребята, какие на этот раз сказки перепутал Кузя?
Дети: «Теремок» и «Репка».
Кузя: Ну ладно, ладно. А пускай ребята назовут какие они орловские сказки знают?
Дети: «Загадки», «Марья - Маревна», «Два брата», «Небылица», «Безручка».
Кузя: Вот молодцы, ребята много знают наших орловских сказок. А я еще знаю орловскую игру, в которую играли на Орловщине в древности. Давайте и мы в нее поиграем, а называется эта игра «Золотые ворота».
Все играют. Выбирают двоих детей на роль «ворот», они становятся лицом друг к другу, берутся за руки, вереницей идут через «ворота». Те, кто изображает ворота, речитативом говорят: Первый раз прощается, второй- запрещается, а на третий раз не пропустим вас. Ворота закрываются при последнем слове, и задерживается тот, кто останется в них.
Кузя: Вот в какую интересную игру играли у нас в Орловской губернии. Спасибо, ребята, что позвали меня. Теперь я к вам часто в гости буду приходить, и мы будем с вами веселиться. А сейчас мне пора уходить, за порядком в доме следить.
Хозяйка: До свидание Кузя. Да и нам пора расходиться. Ведь как говориться, делу время, а потехе час. Пора каждому своими делами заниматься. До свидание, ребятушки – касатушки! Приходите еще ко мне в гости.
Литература:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника» М. ,1995
2. Бережнова О. В., Бутримова И. В., Сальникова Э. В., Костин В. И., «Фольклор Орловского края» -Орел. 2002
3. Даль В. И «Пословицы и поговорки русского народа».М. ,2009
4. Князева О. Л., Маханева М. Д, Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд. ,перераб. И доп сПб,.2008.
5. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет» М. ,2005.
6. Русский фольклор/ Сост. В. Аникин. М. ,1985.
7. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3лет. М. ,2009.