Ирина Климова
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал совместно разработали и провели инструктор по физической культуре и логопед ДОУ.
Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству технолого-педагогических приемов и методов работы, технологий. Подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Публикация «Консультация для воспитателей „Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.
Создание системы физкультурных и коррекционно-оздоровительных мероприятий помогает создать процесс формирования здоровья радостным: без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Задача укрепления и сохранения здоровья воспитанников решается через использование разнообразных здоровьесберегающих средств и методов.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в детском саду относится:
• организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
• организацию здорового сбалансированного питания;
• обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
• организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
• физическое воспитание детей.
Рассматривая современные здоровьесберегающие технологии можно выделить 3 основные технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
Гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.)
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурные занятия
Проблемно-игровые: игротренинги, игро-терапия
Коммуникативные игры
Серия занятий «Уроки здоровья»
Точечный массаж
3. Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика
Методика су-джок
Массаж и самомассаж
Фонетическая ритмика
Более подробно остановимся на 1 и 3 технологиях.
1. Стретчинг (Растяжка)
Упражнения на растягивание мышц. Широко применяется в системе массажа, в лечебной физкультуре. Упражнения стретчинга – как средство достижения релаксации (расслабления). Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Например:
Петушок. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1 - Поднять левую ногу, согнув её в колене назад и взять левой рукой стопу левой ноги. 2 - Правую руку поднять вверх, ладонью вперед, голова поднята.
2. Динамические паузы
Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Проводится во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Физминутка «Зарядка»
Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.
3. Подвижные и спортивные игры
Часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Проводятся ежедневно во всех возрастных группах. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
4. Релаксация
Проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Упражнения на расслабление мышц лица: "Рот на замочке"
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
5. Гимнастика пальчиковая
Стимулирование речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
«Петушок»
Петушок наш вдруг проснулся,
- Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся.
- Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три!
- Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.
«Мячик»
Друг веселый, мячик мой!
- Сделать круглое колечко из большого и указательного пальчиков.
Всюду, всюду ты со мной!
- Читать стихотворение и менять в колечке верхний пальчик один за другим.
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть.
«Домики для пальчиков»
Раз, два, три, четыре, пять -
-Дети разжимают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с мизинца.
Вышли пальчики гулять.
-Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять-
-Сжимают пальцы в кулачки.
В домик спрятались опять.
-Начиная с мизинцев, поочередно поворачивают кулачки, как бы рассматривая «домики» пальчиков.
6. Гимнастика для глаз
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов. Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Моргание.
Происходит смазывание глаз, их очищение и отдых.
«Бабочка машет крылышками».
«Метелки».
Вы метелки,
Усталость сметите.
Глазки нам
Хорошо освежите.
«Жмурки».
Зажмуриться, открыть глаза,
отыскать нужный предмет.
«Далеко - близко».
Поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.
7. Гимнастика дыхательнаяЭти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.
Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова
7. Гимнастика корригирующая
Общее укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Увеличение силовой выносливости мышц живота (прямой и косых, длинных мышц спины при одновременной стабилизации позвоночника. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Корригирующая гимнастика (после сна)
Комплекс №1
«Медведь ищет малину»
Дети просыпаются под аудиозапись шума леса. Воспитатель дает установку, например:
-Ребята, просыпаемся. Мы сегодня медведи, которые ищут малину.
И выполняются приведенные ниже упражнения.
Упражнение в кровати:
- сгибание и разгибание рук
- переворачивание с боку на бок
- подтягивание ног к груди
Ходьба по тропе «здоровья», которая состоит из нескольких тряпичных полотен (на полотнах «следы» разной структуры: из колец, бусин, массажных ковриков и т. д.)
Дыхательная гимнастика (например: «надуем шар», «насос» и т. д).
Водные и закаливающие процедуры (умывание прохладной водой до локтя, обтирание жестким «вафельным» полотенцем).
Комплекс №2
(Дети лежат на кроватях)
Чтоб совсем проснуться – нужно потянуться (потягивание, выполнение произвольное)
Самомассаж (сидя в постели, поглаживать руки и ноги)
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся: руки в стороны развел, видно, ключик не нашел; чтобы ключик отыскать, надо на носочки встать
И. п. – о. с. : руки на поясе. 1 - разведение локтей со сведением лопаток (вдох); 2 – возвращение в и. п. (выдох)
И. п. – о. с. : руки за спиной. Наклоны корпуса вправо – влево, дыхание произвольное.
Ходьба по «Тропе здоровья»
Дыхательные упражнения
Водные, закаливающие процедуры.
8. Гимнастика ортопедическая
Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Примерный перечень специальных упражнений.
1. И. П. лежа на спине.
1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком, перекладывание за голову с последующим возвращением в И. П.
6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.
7. И. П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС, тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
8. И. П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.
9. И. П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.
Коррекционные технологии
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, фонетическую ритмику.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда и воспитателя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В логопедической практике используются вышеупомянутые здоровьесберегающие технологии: релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, но есть и свои коррекционные компоненты:
1. Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Пример:
КОМПЛЕКС
для свистящих звуков с, з, ц
Загнать мяч в ворота
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребен-ком, загоняя его между двумя кубиками.
Наказать непослушный язык
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
Сделать язык широким
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержи-вать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
Кто дальше загонит мяч?
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли-тельно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Почистим зубы
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Артикуляционная гимнастика сопровождается просмотром картинок соответствующих названию упражнения, чтением стишков, прибауток отражающих смысл выполняемых движений.
2. Су – джок методика
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия, указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» - связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапия может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками, модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Пример:
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
3. Массаж и самомассаж.
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.
Пример:
Растирание ладони
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем няне (маме) помогать.
4. Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.
Примеры:
Звук «А». «Девочка плачет»
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Звук «О». «Зуб болит»
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.