Татьяна Мельникова
Консультация для воспитателей «Свойства внимания. Развитие внимания и запоминания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное освоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому необходимо проводить занятия (игры и упражнения, способствующие формированию внимания и запоминания.
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связанно с работой памяти.
Публикация «Консультация для воспитателей „Свойства внимания, Развитие внимания и запоминания у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает и которыми оперирует, в том случае, когда он их называет.
Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Картинка - важное средство развития речи, мышления, воображения, память. У детей дошкольного возраста память носит непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить перед собой цель запомнить – вспомнить, не владеет он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания, он запоминает непроизвольно.
Необходимо обучать ребенка способам логического запоминания, развивать логическую память (формировать классификацию).
Концентрация внимания - это способность ребенка сосредоточиться на одном или нескольких объектах. Концентрируя свое внимание, ребенок пытается сосредоточиться на выполнение определенного задания, при этом объем его внимания сужается и рассматриваемый объект представляется малышу более подробно, отчетливо и ярко.
Пример таких заданий:
«Расставь значки в фигурках по образцу».
«Пройди по лабиринту».
«Рассмотри картинки. Скажи, чего не хватает каждому из этих предметов».
«Найди выделенные фрагменты и обведи их».
Распределение внимания - это способность ребенка концентрироваться не на одном, а на двух или большем количестве различных объектов. Это дает ребенку возможность одновременно совершать разные действия и следить за несколькими независимыми процессами, не теряй ни одного из поля зрения. Хорошо, если ребенок умеет распределять внимание, тогда при выполнении задания он достаточно быстро и последовательно сможет переключиться с одного объекта на другой. Ребенок должен уметь концентрироваться на важном объекте, при этом не обращая внимание на не существенные.
Пример таких заданий:
«Найди и обведи бабочек на рисунке»
«Найди и обведи по порядку все цифры от 1 до 10»
Объем внимания - это способность сознания ребенка охватывать одновременно большое количество отображаемых объектов в данный момент. Сознание дошкольника может отображать одновременно от 5 до 7 объектов. Объем внимания у ребенка можно развивать на следующих заданиях: определение отдельно взятых предметов из общей группы или, наоборот, объединение в одну группу нескольких предметов. Также можно попросить малыша вспомнить сказку, спросить его, как она называется, о чем в ней говорится. Ребенок, таким образом, может попробовать отобразить в своем сознании любое событие, которое с ним когда-то с ним произошло, а потом детально рассказать об этом.
Примеры таких заданий:
«Найди все предметы, которые спрятаны на рисунке».
«Внимательно послушай стихотворение и постарайся ответить на все вопросы».
«Рассмотри рисунок. а теперь закрой его листом бумаги и постарайся ответить на вопросы»
Переключение внимания - это способность ребенка осмысленно перемещать внимания с одного объекта на другой, быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Малыша важно научить быстро переключать внимание с одного объекта на другой, так как детям делать это довольно сложно. Потренироваться можно на сравнение двух картинок (нахождение сходств и различий); в поиске определенного предмета среди множества других.
Примеры таких задач:
«Сравни картинки. Найди отличия»,
«Найди пару каждому клоуну».
«Найди такого же снеговика, как на картинке».
«Расставь значки пустой таблицы в таком же порядке, как на верхней таблице»,
Развитие самоконтроля - это сопоставление выполненного задания с требуемым образцом и способность оценить свой результат. Ребенок должен уметь контролировать процесс выполненной работы. Хорошо, если малыш после выполнения задания сможет оценить результат своей работы. Попросите его после выполнения задания проанализировать то, что у него получилось, найти ошибки если они есть, дать оценку выполненной работе. Следите за тем, чтобы речь малыша была адекватная. Если ребенок не заметил какие-либо свои ошибки, поправьте его. Подумайте вместе, как их можно исправить.
Примеры таких заданий:
«Найди на рисунке предметы, изображенные внизу страницы».
«Найди фигуру, которая в таблице встречается дважды».
«Рассмотри рисунок. Назови предмет, который встречается чаще других».
Восприятие признаков предметов - это способность воспринимать, различать и усваивать предметы и явления внешнего мира. По силуэту или незначительным деталям дети должны определять предмет, различать его величину, форму. Хорошо, если ребенок умеет ориентироваться в пространстве.
Примеры таких заданий:
«Расставь цифры по порядку от самого низкого дерева до самого высокого». «Соедини предметы одинаковые по цвету. Раскрась их».
«Назови все геометрические фигуры. Соедини их с предметами, которые на них похожи».
«Найди фигуры, которые спрятались в рисунки».