Татьяна Тюрина
Памятка для родителей. Игры для развития внимания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка распечатывается двусторонней печатью, складывается в виде буклета.
Игровая гостиная.
Играем всей семьей.
Игры за столом на развитие концентрации внимания
п. Ферзиково.
Вы, конечно, знаете, что игра – это важнейшая форма активности ребенка. А для дошкольников игровая деятельность является ведущей. Игра позволяет детям отдохнуть, вносит разнообразие в монотонную деятельность, снимает напряжение и развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка.
Публикация «Памятка для родителей, Игры для развития внимания дошкольников» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Дошкольники с помощью обучающих игр овладевают навыками самоконтроля, произвольной концентрации внимания, не говоря уже о важнейших знаниях, необходимых для успешной подготовки к школе. Для младших школьников игры – это наиболее эффективный способ избавления от стресса, что необходимо в связи с переходом к учебному виду деятельности. Именно поэтому так важно как можно больше играть с детьми. Ведь игра – это еще и замечательная возможность лучше узнать наклонности и интересы своего ребенка, с пользой провести свободное время и установить теплые дружеские отношения в семье.
Когда задания вызывают у ребенка затруднения, помогите ему. Но не делайте все за ребенка, лишь дайте несколько подсказок, направьте его деятельность и размышления в нужную сторону.
Игры интенсивно вовлекают ребенка в иное психологическое состояние, рождают чувство азарта, активизируют интеллектуальные процессы. Поэтому не останавливайте игру, когда ребенок особенно возбужден и увлечен игровой ситуацией, ходом действий.
И, конечно, обязательно помните, что игра – это добровольное занятие. Играть нельзя по приказу, это не долг и не обязанность. Не заставляйте ребенка играть только потому, что так решили вы. Доверьте ему самому выбрать себе игру, заинтересуйте его новыми открытиями, которые ждут его в ней, и вы увидите, с каким удовольствием ваш ребенок учится, играя!
Игры, направленные на развитие внимания дошкольников.
"Где что было"
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
"Найди отличие"
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
"Ласковые лапки"
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры : "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
"Слоны"
Средний палец правой или левой руки превращается в "хобот", остальные - в "ноги слона". Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
В пальчиковых играх "Многоножки", "Двуножки" и "Слоны" сначала дается задание "Кто быстрее всех добежит до края стола?", а затем "Кто МЕДЛЕННЕЕ всех, но ни разу не остановившись, дойдет до края стола?". Именно в таком виде игра становится игрой для гиперактивных, поскольку будет развивать умение сдерживаться.
"Ищем буквы"
Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты, карандаши, ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
Теперь сама инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву) : и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т. п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.
Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые "штрафы" : столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.
"Найди слова - 1"
На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, "спрятавшееся" в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.
"Найди слова - 2"
Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова:
Бсолнцеитранвстолорюджиметокноггщищщашатмашинаро
"Симметричные рисунки"
Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша, взрослый - слева.
Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.
Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.
На левую руку ребенку надевают волшебный "мешочек", в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время paботы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит. Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники, затем - двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: "Выбери такой предмет, как я тебе покажу". Или более сложный вариант: "Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке" - в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.
"Все помню"
Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.
За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить.
Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.
- Тула, - говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.
Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:
- Тула, Полтава.
- Тула, Полтава, Омск, - объявляет третий.
Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.
"Мой любимый фрукт"
Вариант игры "Все помню".
Участники стоят/сидят в кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т. д. .
"Перепутанные линии"
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
"Где чей домик?"
Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите со временем отложите карандаш в сторону.
"Угадай животное"
Можно играть вдвоем и больше. Каждый участник по очереди загадывает животное и описывает его: "Я знаю животное, которое. " ( например: сумчатое, живет на дереве, обитает в Австралии; самое большое морское животное; домашнее животное, которое ловит мышей). Следующий участник должен отгадать. Если он затрудняется, загадавший животное участник может дополнить его описание.
Рекомендуется использовать различные описания одного и того же животного, а также классификацию: домашнее, дикое, хищное; птица, рыба, насекомое и т. п.
Эта игра удобна тем, что играть в нее можно где угодно и когда угодно: дома, на улице, в гостях и т. д.
По этому же принципу можно играть в "транспортные средства", "одежду", "кухонные принадлежности" и т. д.
"Третий лишний"
В эту игру можно играть после того, как ребенок усвоил классификацию предметов по группам и подгруппам: животные (дикие/домашние, морские/птицы и т. д., транспортные средства (наземные, воздушные, морские, мебель, кухонные принадлежности, игрушки, одежда и т. д. Первый (начальный) вариант. Взрослый показывает ребенку карточки, на каждой из которых изображены три предмета: два относятся к одной группе, а третий - лишний. Например: дерево-цветок-дом. Ребенок должен определить и объяснить, что дом - лишний предмет, т. к. не является растением
Если у вас нет такой игры - то карточки несложно приготовить самим: нарисовать или вырезать и наклеить картинки. Можно также нарисовать или вырезать картинки предметов по отдельности и вместо карточки каждый раз класть перед ребенком три картинки, из которых две относятся к одной группе, а третья - лишняя.
Второй (усложненный) вариант. Та же игра - только на слух: взрослый называет три предмета. Задача ребенка - определить, какой из названных предметов лишний и почему.
Ребенок обязательно должен объяснить, почему он считает предмет лишним. По желанию родителей и ребенка можно также чередоваться: пусть ребенок тоже загадывает вам такие загадки.
Задания на поиск и дорисовку недостающих деталей
В заданиях на внимание этой группы ребенок должен рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и дорисовать каждую из них так, чтобы все картинки стали полностью одинаковыми.
Игры лабиринты для детей.
Игры этой группы на развитие внимания у детей представляют собой всевозможные, оригинальные игры лабиринты для детей.
Поиск одинаковых картинок
В играх на развитие внимания этой группы ребенок должен внимательно рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и найти две полностью одинаковые.
Игры на поиск картинки по образцу
В играх на развитие внимания у дошкольников этой группы ребенок должен внимательно рассмотреть образец и найти соответствующую ему картинку.
Логические задания на поиск заданной последовательности
В играх на развитие внимания для дошкольников этой группы ребенок должен найти среди множества подобных изображений группы картинок, расположенных в определенной последовательности.
Задания на поиск предмета по его тени
В упражнениях на развитие внимания у детей этой группы ребенку предлагается соотнести ряд предметов и их теней. Т. е. для каждого предмета он должен подобрать соответствующую ему тень.
Игры на поиск отличий. Найди отличия в картинках
В заданиях на внимание этого подраздела перед ребенком ставится задача найти все отличия между двумя схожими картинками.
Игра «Не пропусти растение»
Цель: развитие произвольного внимания, способности к переключению внимания.
Ход игры : Дети слушают слова, которые произносит взрослый. Всякий раз, когда среди слов встречаются названия растений, ребята должны хлопать в ладошки :
Трамвай, небо, стол, береза, Лиля, вермишель, девочка, сосна, машина, воробей, самолет, тюльпан, кошка, пол, окно, клен, укроп, грабли, огурец, ведро, стакан, воздух, шофер, пальма, духи, медведь, осина, ветер, колокольчик.
Игра «Пришельцы из космоса»
Цель: развитие пространственных представлений, координации движений, умения согласовывать свои действия со звучащим словом, формирование положительного эмоционального настроя.
Ход игры : дети выполняют роль «пришельцев из космоса». Они не умеют говорить, как земляне, общаются только движениями. Взрослый – главный инопланетянин. Задача инопланетян – правильно вступить в контакт с землянами. Взрослый называет движения, дети должны четко их показать. Тот, кто ни разу не ошибется, первый войдет в контакт с землянами.
Примеры движений: поднимите левую руку; поднимите правую ногу; левой рукой возьмитесь за правое ухо; правой рукой закройте левый глаз; с закрытыми глазами поднимите левую руку; с закрытыми глазами правой рукой возьмитесь за левую щеку и т. д.
Игра «Нос, нос, рот»…
Эта игра учит ребёнка быть внимательным и не слишком доверять словам.
Играющие сидят кружком, посередине водящий. Он говорит:
«Нос, нос, нос, нос, рот…» При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-нибудь другой части головы.
Желаю успехов и удачи!