Получи документы

Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»

Вера Букреева
Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важных приобретением ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации. Другими словами, речь это многообразная деятельность. Овладение связной и монологической речью, является высшем достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи (лексической, грамматической, фонетической). Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению в современном мире живое общение детям все чаще заменяет компьютер и телевиденье. И эта тенденция постоянно растет следствии чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Публикация «Консультация для воспитателей „Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности“» размещена в разделах

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Театрализованные игры (М. Д. Маханева) - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки, т. е. воссоздаются конкретные образы.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. При этом действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще нужно воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Но в творческой атмосфере ребенок развивается быстрее и полноценнее. В этом поможет театрально-игровая деятельность, которая позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность и в результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать и анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Этот способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанного с ним, совершенствованию речи.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Любимые герои становятся образцами для подражания. Многие из детей в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, не решительность, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У детей отмечен не достаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Словарный запас их ограничен и беден. Речь эмоционально не выразительна. Планирование высказываний затруднено. В речи используются короткие и простые предложения. Эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через театрализовано-игровую деятельность.

Работа проводится в три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе необходимо создать условия для театрально-игровой деятельности (изготовить экрана, сделать картонные фигурки или атрибутов персонажей). Это дает возможность каждому ребенку принять участие в театральной деятельности и решить несколько сопутствующих задач. А именно развитие мелкой моторики рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи, развитие творческих способностей, содействие эстетическому воспитанию, развитие ловкости и умения управлять своими движениями, концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Подготовка к театрализации включает в себя выразительное чтение литературного произведения, знакомство с инсценировкой (о чем она? какие события и герои в ней главные, знакомство с героями инсценировки (где они живут? как выглядит их дом? какова их внешность? какая на них одежда и манера поведения, художественное описание мести проходимого действия инсценировки, анализ события описанного в произведении. Формирование у детей интереса к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом приняв на себя определенную роль. Распределение роли и работа над ролью, составление словесного портрета героя. Работа над текстом (почему герой так говорит? о чем он в это момент думает). Работа над сценической выразительностью, работа над характером роли и работа над согласованием движений с речью, интонацией, мимикой и характером роли.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

На основном этапе собственно процесс детского творчества проходит показ театральной постановки одногруппникам, где дети меняются ролями. На заключительном этапе после того как дети в совершенстве овладевают навыками драматизации они показывают изученные сказки детям всех возрастных групп и родителям.

Работа над театрализацией способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи. Так же ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе и эти качества очень пригодятся в школе. Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность играет важную роль в развитии связной речи, увеличении словарного запаса, улучшении интонационной выразительности речи, в развитии монологической и диалогической речи, а также развиваются творческие способности детей, повышается познавательная активность детей, повышается эмоциональная комфортность детей

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Современные дошкольники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»
Опубликовано: 5 января 2022 в 12:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Букреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД