Лариса Белоусова
Консультация для воспитателей «Развитие приемов мышления у старших дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие приемов мышления у старших дошкольников с ЗПР.
Развитию мышления в старшем дошкольном возрасте принадлежит особая роль.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и ставиться определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие приемов мышления у старших дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Необходимым условием успешного развития мыслительной деятельности у детей являются: индивидуальный подход к детям, учет возрастных особенностей, учет уровня развития детей в данной группе, разнообразие используемых методов и приемов, яркий наглядный материал. Возможности формирования логического мышления можно использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребёнка с некоторыми основами научных знаний, не стремясь к тому, чтобы сделать логическим весь строй его мышления.
Чтобы развитие мыслительных процессов проходило более глубоко и успешно, можно использовать следующие формы организации детской деятельности:
1. Повседневная детская деятельность, бытовая, игровая, конструктивная и др.
2. Самостоятельная познавательно-игровая деятельность детей в игротеке, организованной взрослыми.
3. Специально планируемые игры-занятия, которые проводит педагог.
По построению и организации игры-занятия – это увлекательные путешествия в волшебные страны, города, леса.
Игры-занятия включают познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей умения воспринимать, запоминать, получать результат.
З. М. Михайлова рекомендует такие игры, как «Вперед и назад», «Вопрос-ответ», «Волшебные фигуры», «Где, чей дом?», «Дорисуй и сосчитай». В этих играх дети упражняются в последовательном анализе групп фигур, в установлении закономерностей, в умении обобщать и составлять, а также в обосновании собственного решения.
Предлагаемые игры, игровые упражнения способствуют развитию у детей внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личной независимости. Они должны быть в виде игровых занятий, объединенных увлекательным сюжетом, что вызывает у детей активность и интерес к дальнейшей аналитической деятельности. Предлагаемые игровые занятия лишь одна из форм организации детей, которая ведёт к развитию у них логико-мыслительной деятельности.
Независимо от характера игровой деятельности, ее назначения (свободная или организованная, необходимо направлять процесс развития мыслительной деятельности ребенка, включаться непосредственно в игру, придумывание схем и планов, карт путешествий и поисков кладов, развитие событий во времени, использовать самые разнообразные детские желания, обогащать при этом представления детей.
Содержательные игры-занятия, дидактические игры способствуют развитию у детей :
• интереса к решению познавательных творческих задач;
• образности логического мышления, умения воспринимать, отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
• произвольного внимания: умение использовать приемы мнемотехники;
• способности к установлению логических связей и закономерностей;
• стремление к творческому процессу познанию и выполнению строгих действий по алгоритму.
Очень эффективны в этом плане игры: «Готовимся к поиску Атлантиды», «Кто живет в океане», «Найди недостающую фигуру», «Вьетнамская игра», «Найди выход», «Продолжи маршрут», «Сосчитай по пути» и др. Дети с удовольствием отыскивают знакомые геометрические фигуры, называют их, считают. Некоторые дети сами пытаются сконструировать из геометрических фигур сказочные домики, забавных зверюшек и готовы с радостью отвечать на их вопросы:
Мчится всадник на коне
Задает вопросы мне:
«Из каких фигур составлен
Человек на скакуне?»
Развивая элементы логического мышления невозможно обойтись без словесных игр: «Наоборот», «Летает - не летает», «Бывает - не бывает», «Назови число больше этого», «Кто знает, дальше считает», «Что далеко, что близко». Данные игры позволяют активизировать внимание детей, вызвать активную деятельность, создать приподнятое настроение, так как они доступны и понятны детям.
В работе с детьми по развитию приемов мышления являются эффективными игры в парах. Каждый ребенок в паре «работает» во всю силу: он старается достойно исполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнера. В игровой паре «учебная плотность» становится высокой: в течение игры один участник придумывает оригинальное задание и стремится сформулировать его так, чтобы оно было понятно партнеру; другой играющий, которому адресовано задание, вынужден внимательно вслушиваться, чтобы понять условия, потому что ему самому придется искать ответ.
В предлагаемых играх незаметно для себя дети выполняют большое число мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, что свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр.
Успешное развитие элементов логики во многом зависела от оснащения предметно-игровой среды. Детей привлекал красочный игровой материал, разнообразие образцов по степени сложности.
Приобщить детей к игровому взаимодействию с целью развития мыслительных процессов поможет «игротека с логическими играми», которая решает не только задачи организации свободного времени, но и способствует развитию игровой культуры у детей.
Таким образом, знания данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Хочется напомнить такую народную мудрость: «Ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!». Для того чтобы этого не происходило надо ежедневно развивать умственные способности, смекалку, сообразительность.