Татьяна Александровна Долганова
Консультация для воспитателей «Игра как метод экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Дети узнают, что у всего, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма; иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимом для его жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игра как метод экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра среди других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Я думаю, что со мной все согласятся, что экологическое воспитание детей в детском саду мы строим на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. В свободное время старшим дошкольникам мы предлагаем настольно - печатные игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Найди картины написанные теплыми и холодными красками», «С какой ветки детки», «Лекарственные растения», «Съедобный или ядовитый», «Где растет этот цветок», «Найди домашних животных и их детенышей». Словесно – дидактические игры: «Сад и огород», «Полезные и вредные», «Чем аквариум отличается от речки», «Дары леса».
В сборниках С. Н. Николаевой описано много игр с природоведческим содержанием: «Море бывает в беде», «Кому нужна вода», «Отгадай, чья тень», «Что мы знаем о птицах», «Марсиане на Земле».
Также можно провести с детьми игры – соревнования: «Заячий прыжок», «На пеньках».
Мы поставили перед собой задачу: обучить детей самостоятельно в них играть. Таким образом, дети легко тренируются в применении своих знаний, развивают интеллектуальные способности. В своей работе мы стараемся использовать как можно больше элементов сюжетно – ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие – либо игрушки. Мы обязательно включаем в занятия, наблюдения, труд в природе игровые обучающие ситуации, в которых используются игрушки, изображающие природные объекты (животных, растения).
Игрушка – красивый предмет, с которым можно действовать, она выступает контрастом по отношению к живому существу, на которое можно лишь смотреть и за которым нужно ухаживать. Сопоставление живого объекта и игрушки, его изображающей, позволяет очень рано (уже в 2-3 года) формировать понимание главного различия живого и неживого.
Для проведения разных игровых обучающих ситуаций мы используем куклы, изображающие персонажей известных сказок, героев детских рассказов. Мы используем такие куклы: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, Доктор Айболит и другие известные герои. В технологии для разных возрастных групп мы включаем игровые ситуации с этими героями. Для младшего и среднего возраста приобретают значение куклы Деда и Бабки, которые являются постоянными персонажами многих русских народных сказок. Все обозначенные персонажи мы делаем из обычных кукол с добавлением той или иной атрибутики. Так, для Айболита у нас готов белый халат, шапочка, борода, чемоданчик с набором врача.
Также в экологических целях используем куклы бибабо. Например, дед и бабка сделаны очень выразительно. Этими куклы мы используем, ведя диалог с детьми, изображать разные действия.
Какие игрушки мы выбираем для группы? Красивые, яркие, привлекательные, правдоподобные по форме, чтобы животное можно было узнать, и декоративные по окраске. Игрушка – это не муляж, не чучело, и поэтому ей необязательно имитировать все натуральные признаки. В оценке игрушки мы используем экологический подход : игрушечный зайчик «живет» на полке с игрушками, а не в лесу, как заяц – беляк, которому нужно быть незаметным и зимой, и летом, чтобы остаться в живых.
Самостоятельная игра детей – это отражение их отношения к тем явлениям и событиям, которые в ней изображаются. Она очень ценна и показательна. Чтобы дети чаще играли на природоведческие темы, им нужны наборы игрушек, изображающие домашних животных, обитателей зоопарка, лесных зверей. С этими игрушками дети с удовольствием играют после интересных занятий. В настоящее время имеются в продаже комплекты фигурок животных «Подворье и зоопарк», в которые входят не только животные, но и деревья, кустарники. Такие наборы у нас есть в каждой группе. Игра с таким комплектом весьма увлекает дошкольников.
В целом хочу сказать, что чем чаще и интереснее мы включаем игру в занятия и другие формы обучения и воспитания дошкольников, тем чаще и разнообразнее будет игра детей.