Юлия Крымова
Условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива с семьями, воспитывающими детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это самое важное, что окружает маленького человека на пути взросления. И если в дом приходит такая проблема как сложное речевое нарушение, именно семья помогает ребенку справиться с ней. Но и семье крайне необходима своевременная помощь. Проблема оказания семье психолого-педагогической помощи в настоящее время широко исследуется (Т. Н. Доронова, Е. И. Казакова, Р. В. Овчарова, Л. М. Шипицина и др.) [2, 3, 4, 5, 7]. Главная идея, заключенная во многих исследованиях, – это важность организации в образовательных учреждениях комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. Это обязывает педагогов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и др.) иметь необходимый уровень знаний по вопросам семейного воспитания и владеть набором психолого-педагогических инструментов работы с семьей (анкетирование, опросники, методы диагностического изучения семьи, консультирование, организация просвещения и пр.).
Публикация «Условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива с семьями, воспитывающими детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Л. М. Шипицына с соавторами освещает вопросы сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи в ДОУ и подчеркивает, что успешная коррекция данного речевого нарушения предполагает согласование разных мер воздействия (педагогических, психологических, медицинских, социальных) и сотрудничество разных специалистов, ведущим из которых является учитель-логопед [7]. Педагоги ДОО сопровождают не только ребенка, испытывающего трудности в речевом развитии, но и семью в целом, побуждая родителей принимать активное участие во всех мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом.
Исследователями обозначены ключевые условия, стратегически определяющие организационно-методические основы психолого-педагогической помощи лицам с речевыми расстройствами:
система психолого-педагогической помощи лицам с речевой патологией строится на основе междисциплинарного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений;
система помощи осуществляется с учетом традиционных форм организации и содержания коррекционно-логопедической работы логопеда и воспитателей при тесном взаимодействии с семьей;
содержательную основу психолого-педагогической помощи дошкольникам с общим недоразвитием речи составляет профессиональное взаимодействие психолога, логопеда, воспитателей;
активное участие родителей в едином коррекционно-образовательном пространстве содействует конечной цели коррекции – социальной адаптации ребенка и формированию качеств, отражающих полноценную готовность к обучению в школе;
системообразующим фактором комплексной помощи является профессионально-личностная готовность воспитателей, наличие у них достаточного уровня развития коммуникативных навыков, позволяющих грамотно работать с семьями воспитанников [5].
Организация комплексной психолого-педагогической помощи семье, её поддержка – одна из важнейших задач работы педагогического коллектива ДОО [2, 6]. Для этого семья вовлекается в единое образовательное пространство, что обеспечивает качество коррекционно-развивающей работы с детьми и устранение имеющихся у детей речевых и личностных нарушений. На основании анализа исследований и обобщения собственного опыта в группе компенсирующей направленности мы реализуем следующие условия эффективного взаимодействия : компетентность, систематичность, профессиональная рефлексия [1].
Рассуждая о компетентности, необходимо подчеркнуть, что любая работа с родителями более эффективна, если ориентирована на точное понимание проблем ребенка и потребности семей. Поэтому мы начинаем работать с комплексного изучения детей, их семей и составления общей характеристики родительского коллектива группы. В процессе этого используем такие методы, как: изучение медицинской документации, анкетирование, беседы с родителями, их консультирование учителем-логопедом, педагогом-психологом, диагностика семейных и детско-родительских отношений. На основе полученных данных воспитатель может выстраивать план групповой и индивидуальной работы с родителями (законными представителями). План включает разнообразные формы взаимодействия : праздничное знакомство с семьей (каждая семья готовит выступление и представляет свою семью, родительские собрания, в неформальной обстановке, тематические беседы, консультации, совместные детей, родителей и педагогов занятия (экскурсии, прогулки по городу, создание творческих работ к праздничным выставкам и т. п., изготовление семейных и групповых (при участии всех семей) газет и т. д. Всё это повышает эффективность сотрудничества, помогает формированию благоприятного климата в детско-взрослом коллективе.
Компетентность педагогов служит реализации задач, связанных с просвещением родителей, обогащением их педагогическими и психологическими знаниями в области детской психологии. Как отмечает Р. В. Овчарова, «специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком» [4, с. 352]. Для повышения компетентности родителей на этапе подготовки нового мероприятия, проводим предварительные беседы о целях и значимости данной деятельности. Формируя у членов семьи мотивацию к тесному сотрудничеству, опираемся вначале на их внешнюю мотивацию (высветить лучшие стороны своего ребенка, показать широкие возможности, удивить окружающих и т. п.). И только потом, при успешном взаимодействии, внешняя мотивация перерастает во внутреннюю, более устойчивую.
Важным фактором успешного взаимодействия педагогов и родителей является системность. Планируем работу таким образом, чтобы мероприятия были связаны определенной тематикой, взаимодополняли друг друга, отвечали потребностям и запросам родителей и укрепляли как взрослые взаимоотношения (педагогов и родителей, так и взаимоотношения в детском коллективе группы. Наш опыт показывает, что этому способствует метод долгосрочных тематических проектов, реализация которых предполагает систематическое участие родителей в жизни группы, регулярные встречи с семьей, создание творческой атмосферы в детско-родительских отношениях. В проектах участвуют не только педагоги и родители (законные представители, но и узкие специалисты ДОО.
Непременным условием мы выделяем обязательную рефлексию взаимодействия, о чем говорят психологические исследования. Получение обратной связи от родителей дает педагогу возможность своевременно корректировать планы мероприятий, находить более подходящие формы сотрудничества, гибко реагировать на изменение потребностей родителей, на их продвижение в родительской компетентности. В свою очередь родители (законные представители) могут получить от воспитателя поддержку, профессиональный совет, дополнительную информацию. Такой обмен мнениями благотворно влияет на установление качественных и продуктивных отношений между воспитателями, специалистами и семьей. Необходимо отметить, что формы такого взаимодействия могут различаться как по срокам их проведения (краткосрочные, долгосрочные, так и по степени включенности родителей. На наш взгляд, очень важно учитывать загруженность членов семьи на работе. В связи с этим, побуждая их к участию в совместных проектах, стараемся опираться на принципы добровольности, рациональности и заинтересованности.
Таким образом, продуманная и устойчивая система психолого-педагогического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную помощь (просветительскую, консультативно-методическую, психодиагностическую, психологически поддерживающую и пр.) семьям, воспитывающим детей с общим недоразвитием речи.
Список использованной литературы
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.
3. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб., 1998.
4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие. М. : ТЦ Сфера, 2001.
5. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред. Е. И. Казаковой и Л. М. Шипицыной. СПб., 1998.
6. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М., 2004.
7. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под научн. Ред. проф. Л. М. Шипицыной, СПб. : «Речь», 2003.