Лучший педагог года

Условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива с семьями, воспитывающими детей с общим недоразвитием речи

Юлия Крымова
Условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива с семьями, воспитывающими детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Семья – это самое важное, что окружает маленького человека на пути взросления. И если в дом приходит такая проблема как сложное речевое нарушение, именно семья помогает ребенку справиться с ней. Но и семье крайне необходима своевременная помощь. Проблема оказания семье психолого-педагогической помощи в настоящее время широко исследуется (Т. Н. Доронова, Е. И. Казакова, Р. В. Овчарова, Л. М. Шипицина и др.) [2, 3, 4, 5, 7]. Главная идея, заключенная во многих исследованиях, – это важность организации в образовательных учреждениях комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. Это обязывает педагогов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и др.) иметь необходимый уровень знаний по вопросам семейного воспитания и владеть набором психолого-педагогических инструментов работы с семьей (анкетирование, опросники, методы диагностического изучения семьи, консультирование, организация просвещения и пр.).

Публикация «Условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива с семьями, воспитывающими детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Л. М. Шипицына с соавторами освещает вопросы сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи в ДОУ и подчеркивает, что успешная коррекция данного речевого нарушения предполагает согласование разных мер воздействия (педагогических, психологических, медицинских, социальных) и сотрудничество разных специалистов, ведущим из которых является учитель-логопед [7]. Педагоги ДОО сопровождают не только ребенка, испытывающего трудности в речевом развитии, но и семью в целом, побуждая родителей принимать активное участие во всех мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом.

Исследователями обозначены ключевые условия, стратегически определяющие организационно-методические основы психолого-педагогической помощи лицам с речевыми расстройствами:

система психолого-педагогической помощи лицам с речевой патологией строится на основе междисциплинарного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений;

система помощи осуществляется с учетом традиционных форм организации и содержания коррекционно-логопедической работы логопеда и воспитателей при тесном взаимодействии с семьей;

содержательную основу психолого-педагогической помощи дошкольникам с общим недоразвитием речи составляет профессиональное взаимодействие психолога, логопеда, воспитателей;

активное участие родителей в едином коррекционно-образовательном пространстве содействует конечной цели коррекции – социальной адаптации ребенка и формированию качеств, отражающих полноценную готовность к обучению в школе;

системообразующим фактором комплексной помощи является профессионально-личностная готовность воспитателей, наличие у них достаточного уровня развития коммуникативных навыков, позволяющих грамотно работать с семьями воспитанников [5].

Организация комплексной психолого-педагогической помощи семье, её поддержка – одна из важнейших задач работы педагогического коллектива ДОО [2, 6]. Для этого семья вовлекается в единое образовательное пространство, что обеспечивает качество коррекционно-развивающей работы с детьми и устранение имеющихся у детей речевых и личностных нарушений. На основании анализа исследований и обобщения собственного опыта в группе компенсирующей направленности мы реализуем следующие условия эффективного взаимодействия : компетентность, систематичность, профессиональная рефлексия [1].

Рассуждая о компетентности, необходимо подчеркнуть, что любая работа с родителями более эффективна, если ориентирована на точное понимание проблем ребенка и потребности семей. Поэтому мы начинаем работать с комплексного изучения детей, их семей и составления общей характеристики родительского коллектива группы. В процессе этого используем такие методы, как: изучение медицинской документации, анкетирование, беседы с родителями, их консультирование учителем-логопедом, педагогом-психологом, диагностика семейных и детско-родительских отношений. На основе полученных данных воспитатель может выстраивать план групповой и индивидуальной работы с родителями (законными представителями). План включает разнообразные формы взаимодействия : праздничное знакомство с семьей (каждая семья готовит выступление и представляет свою семью, родительские собрания, в неформальной обстановке, тематические беседы, консультации, совместные детей, родителей и педагогов занятия (экскурсии, прогулки по городу, создание творческих работ к праздничным выставкам и т. п., изготовление семейных и групповых (при участии всех семей) газет и т. д. Всё это повышает эффективность сотрудничества, помогает формированию благоприятного климата в детско-взрослом коллективе.

Компетентность педагогов служит реализации задач, связанных с просвещением родителей, обогащением их педагогическими и психологическими знаниями в области детской психологии. Как отмечает Р. В. Овчарова, «специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком» [4, с. 352]. Для повышения компетентности родителей на этапе подготовки нового мероприятия, проводим предварительные беседы о целях и значимости данной деятельности. Формируя у членов семьи мотивацию к тесному сотрудничеству, опираемся вначале на их внешнюю мотивацию (высветить лучшие стороны своего ребенка, показать широкие возможности, удивить окружающих и т. п.). И только потом, при успешном взаимодействии, внешняя мотивация перерастает во внутреннюю, более устойчивую.

Важным фактором успешного взаимодействия педагогов и родителей является системность. Планируем работу таким образом, чтобы мероприятия были связаны определенной тематикой, взаимодополняли друг друга, отвечали потребностям и запросам родителей и укрепляли как взрослые взаимоотношения (педагогов и родителей, так и взаимоотношения в детском коллективе группы. Наш опыт показывает, что этому способствует метод долгосрочных тематических проектов, реализация которых предполагает систематическое участие родителей в жизни группы, регулярные встречи с семьей, создание творческой атмосферы в детско-родительских отношениях. В проектах участвуют не только педагоги и родители (законные представители, но и узкие специалисты ДОО.

Непременным условием мы выделяем обязательную рефлексию взаимодействия, о чем говорят психологические исследования. Получение обратной связи от родителей дает педагогу возможность своевременно корректировать планы мероприятий, находить более подходящие формы сотрудничества, гибко реагировать на изменение потребностей родителей, на их продвижение в родительской компетентности. В свою очередь родители (законные представители) могут получить от воспитателя поддержку, профессиональный совет, дополнительную информацию. Такой обмен мнениями благотворно влияет на установление качественных и продуктивных отношений между воспитателями, специалистами и семьей. Необходимо отметить, что формы такого взаимодействия могут различаться как по срокам их проведения (краткосрочные, долгосрочные, так и по степени включенности родителей. На наш взгляд, очень важно учитывать загруженность членов семьи на работе. В связи с этим, побуждая их к участию в совместных проектах, стараемся опираться на принципы добровольности, рациональности и заинтересованности.

Таким образом, продуманная и устойчивая система психолого-педагогического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную помощь (просветительскую, консультативно-методическую, психодиагностическую, психологически поддерживающую и пр.) семьям, воспитывающим детей с общим недоразвитием речи.

Список использованной литературы

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2009.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.

3. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб., 1998.

4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие. М. : ТЦ Сфера, 2001.

5. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред. Е. И. Казаковой и Л. М. Шипицыной. СПб., 1998.

6. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М., 2004.

7. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под научн. Ред. проф. Л. М. Шипицыной, СПб. : «Речь», 2003.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников»Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников» Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать.

Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР Чернухина Ольга Александровна Учитель-логопед Погорелова Наталья Петровна Учитель-дефектолог Чугунова Татьяна Валентиновна Педагог-психолог.

Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи Статья "Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи" Уже в период младенчества начинает формироваться сенсорная культура.

Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива с семьями, воспитывающими детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 09:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива с семьями, воспитывающими детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Крымова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД