Кочеткова Светлана Сергеевна
Консультация для воспитателей на тему «ИКТ-компетентность — важнейший этап прохождения аттестации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истинная компьютерная грамотность означает не только
умение использовать компьютер и компьютерные идеи,
но и знание, когда это следует делать»
Сеймур Пайперт.
Особое место в подготовке воспитателей ДОУ к аттестации занимает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это позволяет реализовывать поставленные перед преподавателем цели и задачи современного образования, такие как личностно-ориентированное обучение, формирование и развитие исследовательских, информационных и коммуникативных способностей, развитие мышления, формирование модельных представлений.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „ИКТ-компетентность — важнейший этап прохождения аттестации“» размещена в разделах
- Аттестация
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время все большее место отводится компетентностному подходу в образовании, с позиций которого профессионализм воспитателя можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Под компетентностью понимается совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причем именно наличие опыта является определяющим по отношению к выполнению воспитателем профессиональных функций.
В ИКТ компетентности воспитателя можно выделить два аспекта: базовая ИКТ-компетентность и предметно-ориентированная. Под базовой ИКТ-компетентностью понимается совокупность знаний, умений и опыта, необходимый воспитателю для решения образовательных задач, прежде всего, средствами информационно-коммуникационных технологий общего назначения. Предметно-ориентированная ИКТ-компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов в ДОУ является формирование универсальных учебных действий, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде.
Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.
Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей, представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Опыт работы нашего МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации в нашем ДОУ стали: цифровые фотоаппараты, принтеры, сканеры, копиры, DVD- проигрыватели, телевизоры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. Большим подспорьем в работе стало приобретение медиапроектора.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике). Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Дошкольников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить грамотно применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ- компетентности. А в этом воспитанникам может помочь только высоко компетентный воспитатель.
Таким образом, можно отметить, что ИКТ-компетентность – это способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога:
сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);
приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.
экономить время, как педагога, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
Обучающиеся должны приобрести опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Для каждого из воспитателей создается собственная индивидуальная программа формирования ИКТ- компетентности, как часть программы профессионального развития, повышения квалификации и переподготовки. Эта программа начинается с ознакомления с возможностями ИКТ, за тем следует этап повышения квалификации или модулей переподготовки, в ходе, которого педагог осваивает ИКТ в применении к своей профессиональной деятельности и параллельно планирует это применение в информационной среде.
В заключении хочется заметить, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, можно сделать вывод, что для образования детей компьютер может служить «сырьем», на основе которого можно формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.
Хотелось бы так же отметить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет работы самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.
Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов в ДОУ, а самое главное – сделать ее наиболее эффективной.
Надеюсь, что информация была Вам интересна!