Приложение МААМ

Консультация для воспитателей на тему «Инновационная деятельность педагога»

Елена Савельева
Консультация для воспитателей на тему «Инновационная деятельность педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Консультация для воспитателей на тему :

«Инновационная деятельность педагога»

2017-2018 уч. год

Подготовила: воспитатель

Савельева Е. В.

г. Гусиноозерск

2018г

Инновационная деятельность педагога

Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Инновационная деятельность педагога“» размещена в разделах

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности : общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах Ф. Н. Гоноболина, В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, А. К. Марковой, Н. Д. Никандрова, Н. Р. Юсуфбековой; с точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется Ю. К. Бабанским, М. М. Поташником; особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М. С. Бургиным, В. Клариным, С. Д. Поляковым, Л. С. Подымовой, А. В. Хуторским.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса : целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. д.

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива колледжа, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Инновации могут быть представлены в виде:

• абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

• относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т. е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Источниками инновационных идей могут быть :

• неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);

• различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);

• потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

• появление новых образовательных моделей;

• демографический фактор;

• изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);

• новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).

Отличительные черты инновационной деятельности педагога :

• новизна в постановке целей и задач;

• глубокая содержательность;

• оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

• разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

•способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:

• методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;

• проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся для определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;

• группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;

• группы, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.

Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т. д., так и материальными (различные формы доплат, премий и т. д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога-новаторанеобходимы по крайней мере следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.

Список использованной литературы

1. Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65

2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15

3. Калачикова О. Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177

4. Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14

5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49

Публикации по теме:

Инновационная деятельность педагога в современных условиях МБДОУ «Детский сад ст. Новый-Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Доклад На научно-практическую конференцию.

Доклад «Инновационная деятельность педагога» Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль педагога в организации театрализованной деятельности» Консультация для воспитателей ДОУ «Роль педагога в организации театрализованной деятельности» Театр — это такая кафедра, с которой можно.

Консультация для воспитателей и родителей на тему «Осень» СЕНТЯБРЬ Сперва незаметно, украдкой, а потом все громче о себе заявляя, подкралась осень. Зарумянились кроны осин, озолотились липы и березы,.

Консультация для воспитателей на тему «Физкультминутка в ДОУ» В дошкольном образовательном учреждении,должны быть созданы условия для разнообразной двигательной деятельности детей. Оптимальный уровень.

Консультация для воспитателей на тему «Наблюдения в природе летом» Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность». Презентация Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне.

Консультация для воспитателей «Профессиональный стандарт педагога» С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для воспитателей «Театр и театрализованная деятельность» Цель: Познакомить воспитателей с различными видами театров и игровым материалом, необходимым в группе для каждого возраста. Театрализованная.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность дошкольников» Театрализованная деятельность – один из самых эффективных спо-собов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Инновационная деятельность педагога»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 15:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей на тему «Инновационная деятельность педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Савельева (УИ 206089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД