Марина Вульф
Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №96 комбинированного вида г. Владикавказа
Вульф М. Э. ,старший воспитатель,высшая квалификационная категория
Семинар – практикум из цикла «Школа мастерства»
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО"
Мастер – класс по изготовлению лэпбука»
Цель: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.
Задачи:
Публикация «Сценарий семинара-практикума для воспитателей „Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1. Разработать модель профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС ДО.
2. Познакомить педагогов с методическим пособием с видами и этапами изготовления лепбук.
3. Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.
Оборудование:
Мультимедиа;
Ноутбук;
Макет лепбука;
Маркеры, цветные ручки, фломастеры;
Ножницы, клей – карандаш;
Безграничная фантазия.
Группа пользователей: педагоги ДОУ.
Семинар практикум состоит из 4-х частей:
1. Вводная часть:
• Знакомство с участниками семинара – практикума.
Упражнение «Откроем сердце друг другу».
• Вступительное слово.
• Показ презентации «Профессиональная компетентность педагога в ДОУ».
• Игра «Три качества» (педагог-психолог).
2. Практическая часть:
• Презентация «Знакомимся - лэпбук».
• Работа педагогов по наполнению макета лэпбука содержанием (участники семинара – практикума).
• Демонстрация буклета.
3. Заключительная часть:
• Подведение итогов семинара – практикума.
• Домашнее задание.
• Рефлексия.
Ход семинара – практикума
1. Вводная часть
Разминка. Упражнение разминки «Откроем сердце друг другу»
Каждый педагог получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с корзиной по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в корзинки. После этого ведущий 2 раз проходит по кругу. Теперь задача педагогов – достать из корзинки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину, а хозяин должен рассказать о себе по следующим пунктам:
1. люблю
2. умею
3. знаю
4. надеюсь.
цель упражнения: знакомство участников семинара – практикума, разряжение обстановки; активизация участников.
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые коллеги!
Приглашаю вас принять участие в семинаре-практикуме по теме «Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО».
И начнем мы наш семинар – практикум не с домашнего задания, как всегда, а с обсуждения данной темы.
Хочется начать словами Льва Семеновича Выготского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие».
Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют хорошо всем нам известные нормативно-правовые документы:
в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 об утверждение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г. ;
Впервые в российском образовании разработан «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев, которые вы видите на экране. Это….
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся :
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных проф. компетенций.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
• воспитательно-образовательной;
• учебно-методической;
• социально–педагогической.
воспитательно – образовательная деятельность предполагает осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды и самое главное, обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
учебно – методическая деятельность предполагает планирование воспитательно – образовательной деятельности и проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
социально – педагогическая деятельность предполагает консультативную помощь родителям и создание условий для социализации детей.
образовательная деятельность в условиях ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие таких педагогических умениях, как:
- исследовательских
- проектировочных
- организаторских
- коммуникативных
- конструктивных
расшифровку этих педагогических умений вы видите на слайде.
профессиональные компетентности педагога можно развивать в творческих группах, в педагогических конкурсах, мастер – классах.
подведение итогов – профессиональная компетентность педагога
Ирга «Три качества"
Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельном листе. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки.
В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.
У нескольких педагогов спросить : «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.
2. Практическая часть
Для того чтобы идти в ногу со временем, нам, педагогам дошкольных образовательных учреждений, необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности.
Воспитатель детского сада все время находится в поиске новых форм организации образовательной деятельности и игрового пространства группы. Одним из решений данной задачи педагоги в нашем детском саду видят в использовании лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка на картонной основе, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме
Лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения, который отвечает современным требованиям организации предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Переходим к практической части нашего семинара.
«Знакомьтесь – лэпбук»
ЛЭПБУК – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях». Эта небольшая папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержаться все необходимые материалы по какой - то определенной теме.
При этом ЛЭПБУК – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнение заданий и др., которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.
Лэпбук обеспечивает:
• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
• разнообразие игровых заданий;
• интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
• компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
Значение лэпбука для ребенка:
• способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
• способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
• способствует повторению и закреплению пройденного материала по пройденной теме.
ЛЭПБУК – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
данная форма работы при детско – взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциалы дошкольника, но и развить их.
Существую тематические папки в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические.
В зависимости от формы: стандартная книжка с 2-я разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка – гармошка и фигурная папка.
И сейчас вы изготовите лэпбуки с помощью воспитателя детского сада №96 Ольги Викторовны, которая в рамках работы по теме самообразования и занималась в данном направлении весь учебный год. А для этого нам надо разделится на 3 подгруппы.
С чего начнем?
II часть
Практическая – Изготовление ЛЭПБУКА
Сейчас я приглашаю желающих пройти за столы. Так как время у нас ограничено, я заранее выбрала тему лэпбука и приготовила все необходимые материалы, готовые детали и задания.
Ваша задача: составить план – набросать макет – изготовить Лэпбук – и презентовать его.
В настоящее время интернет предлагает нам большой выбор готовых шаблонов для изготовления лэпбуков, достаточно содержательных и красочно оформленных. Но по своему опыту скажу, что наибольшую практическую ценность имеют лэпбуки, сделанные самостоятельно. А если он сделан еще и совместно с детьми, то его польза увеличивается вдвое.
Поэтому сегодня я не просто расскажу вам о технологии изготовления лэпбука, а предлагаю совместно его создать.
Итак, мы хотим сделать лэпбук. С чего начать?
Конечно же, с определения темы и целевой аудитории, т. е. для кого мы будем делать наш ЛЭП. Тема для папки может быть любой. Как и ее сложность. Затем составляем план, раскрывающий выбранную тему. И рисуем макет, в в котором определяем порядок размещения материала.
Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать папку в натуральную величину.
Для удобства, лэпбуки делают из бумаги формата А3, который складывают особым образом до формата А4. Но поскольку наш лэпбук – это продукт творчества большого количества педагогов, я выбрала соответствующий формат – А1 (ватман).
Для оформления нашего лэпбука мне нужна помощь двух человек. Обращаясь к помощникам. Перед вами заготовки для лэпбука, клей и ножницы. При оформлении лэпбука, пожалуйста, внимательно слушайте и следуйте моим инструкциям.
Итак,
Сколько есть профессий разных :
Сразу всех не перечесть.
Повара есть, водолазы,
Лётчики, артисты есть.
А детей ждёт воспитатель
У порога в детский сад.
Он волшебник, он создатель
Доброй сказки для ребят.
Да, мы часто и много говорим о представителях разных профессий. Настало время поговорить о профессии воспитатель.
В центральной части нашего лэпбука на тему «Профессия воспитатель» предлагаю расположить картинку с изображением воспитателя и замечательное стихотворение Елены Ранневой, первые строки которого я вам прочитала.
И небольшую познавательную информацию из истории педагогики. Ее мы оформим в виде складывающегося пятиугольника.
Мне хотелось бы представить воспитателя со всех сторон : глазами коллег, глазами родителей и, конечно же, глазами детей.
Итак, воспитатель глазами коллег. Что, по вашему мнению, характеризует нас как специалистов, как профессионалов?
Ответы: знание ФГОС Знание документов Знание Закона об образовании, Сан Пина Конвенция о правах ребенка, ПрофСтандарт педагога,
Согласна. В первую очередь, его профессиональная грамотность – знание основных документов в сфере образования. Все это можно назвать – нормативно-правовая база.
Первый наш кармашек мы оформим в виде книжки-гармошки. Приклеиваем основу с титульным листом. К основе приклеиваем сложенный гармошкой лист с фотографиями нормативных документов. Для удобства, можем скрепить нашу гармошку зажимом.
Первый кармашек готов!
Что еще, на ваш взгляд, характеризует воспитателя как высококлассного специалиста?
Ответы. Успехи воспитанников Участие в конкурсах. Грамоты и дипломы
Согласна, это профессиональные достижения самого педагога и успехи его воспитанников, разнообразные проекты, акции и другие мероприятия, которые он организовал сам или принимал непосредственное участие. Т. е. все то, что можно назвать Портфолио педагога.
Для иллюстрации кармашка «Портфолио» я подготовила несколько своих грамот, которые мы оформим в виде книжки со страницами разной длины.
И еще одна характеристика воспитателя как профессионала – я назвала ее САМООБРАЗОВАНИЕ, т. е. освоение воспитателем новых педагогических технологий и их творческая интерпретация в своей профессиональной деятельности.
Каковы, на ваш взгляд, источники самообразования?
Ответы. Изучение литературы Курсы повышения квалификации Интернет ресурсы Дистанционное обучение Практический опыт коллег Методобъединения
Я подготовила небольшую схему с несколькими вариантами источников самообразования педагога и предлагаю оформить ее в виде книжки-раскладушки. Сначала приклеиваем основу с титульным листом, а на нее сложенную вчетверо нашу схему. И как вы можете увидеть, мы разместили достаточно большой объем информации на небольшом участке лэпбука.
Переходим ко второму блоку нашего плана – воспитатель глазами родителей. Или лучше скажем, каким хотят видеть родители воспитателя.
Для оформления следующего кармашка предлагаю составить акростих. На каждую букву слова ВОСПИТАТЕЛЬ будем называть качества, которые важны и ценны в нашей профессии. Начинаем.
В- воспитанный, вежливый,
О- отзывчивый, ответственный, опытный, образованный
С- способный, серьезный П- приятный, понимающий, помогающий
Пока вы знакомитесь с моей подборкой качеств, присущих педагогу, я покажу как можно интересно оформить наш акростих- в виде книжки с открывающимися окошками.
И- интеллигентный, интересный Т- творческий, трудолюбивый
А- артистичный, амбициозный Т- талантливый, терпеливый
Е- естественный Ль- ласковый, любящий
Прекрасные определения воспитателя мы подобрали, а для подтверждения того, что наши педагоги талантливые, артистичные, ответственные и трудолюбивые – создадим фотоальбом. Фотографии будем вставлять в фигурный кармашек в виде фоторамки.
Еще одним показателем профессионализма воспитателя является использование разнообразных интерактивных форм взаимодействия с родителями. Предлагаю поделиться наиболее эффективными на ваш взгляд формами взаимодействия?
Ответы. Мастер-классы. Открытые просмотры, Дни открытых дверей в детском саду, совместные проекты с родителями,
Отмечу еще одну форму новую, но уже достаточно популярную – создание групп в социальных сетях.
Мы решили оформить этот кармашек в виде цветка, на лепестках которого написаны различные формы сотрудничества детского сада и семьи. При этом наш цветок будет не совсем обычным, а интерактивным. Если быть более точным – с интерактивными частями.
Мы украсим наш лэпбук цветком, но если отогнуть каждый его лепесток, то можно прочесть разные варианты сотрудничества детского сада и семьи.
И наконец, самый важный блок работы педагога – это дети.
Как видят нас наши воспитанники, что мы можем рассказать им о нашей профессии, а главное, как? С помощью чего?
Ответы. Игры Чтение рассказов, стихи, беседы о профессиях
Конечно, в первую очередь с помощью игр- настольных, дидактических, речевых, подвижных. Таких например как «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Кто где работает», «Определи по предмету профессию», «Исправь ошибку» .
Художественное слово может оказать нам большую помощь (чтение литературных произведений, беседы по сюжетным картинам, знакомство со стихами о воспитателях, пословицами и поговорками о воспитании).
Наверняка в вашем арсенале есть много интересных игр и пособий для знакомства детей с профессиями.
Мы остановили свой выбор на стихах и загадках о профессиях, играх «Что кому нужно для работы», «Одинаковые воспитатели» (вариант игры Мемори, и подборке сюжетных картинок на тему «Детский сад». Эти игры для удобства предлагаем оформить в виде простых кармашков с карточками.
Вот так легко и непринужденно мы с вами рассмотрели нашу профессию с трех сторон и создали лэпбук о профессии воспитатель. Благодарю вас за помощь, интересные идеи, активное обсуждение и, конечно же, за чудесный результат.
В продолжение темы знакомства детей с профессией Воспитатель, я заменила некоторые элементы нашего лэпбука на игровые задания и получила вот такой вариант лэпбука для детей.
А вас, уважаемые коллеги, я попрошу о помощи в оформлении титульного листа нашего совместно сделанного лэпбука.
• если информация, полученная на мастер-классе оказалась для вас интересной и полезной, то украсьте наш лэпбук изображением цветка;
• если вы уже были знакомы с лэпбуками, но не применяли их, а теперь у вас возникло желание начать использовать их в своей работе – то прикрепите изображения бабочки
• если же вы не получили для себя никакой полезной информации - прикрепите тучку
Я рада, что предложенная тема оказалась для вас интересной и многие будут использовать лэпбуки в своей работе.
Для тех коллег, кто хочет познакомиться с этой технологией поближе, я приготовила памятки с основными этапами работы над созданием лэпбуков.
Успехов вам. И спасибо за внимание.
Заключение
Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Уважаемые коллеги, чтобы подвести итог и услышать от вас обратную связь, я предлагаю вам на листе бумаги шаблон руки.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…
Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Педагогам вручается буклет- памятка по изготовлению ЛЭПБУКА.