Папки-передвижки

Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС»

Марина Вульф
Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ детский сад №96 комбинированного вида г. Владикавказа

Вульф М. Э. ,старший воспитатель,высшая квалификационная категория

Семинар – практикум из цикла «Школа мастерства»

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО"

Мастер – класс по изготовлению лэпбука»

Цель: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

Задачи:

Публикация «Сценарий семинара-практикума для воспитателей „Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС“» размещена в разделах

1. Разработать модель профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС ДО.

2. Познакомить педагогов с методическим пособием с видами и этапами изготовления лепбук.

3. Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.

Оборудование:

Мультимедиа;

Ноутбук;

Макет лепбука;

Маркеры, цветные ручки, фломастеры;

Ножницы, клей – карандаш;

Безграничная фантазия.

Группа пользователей: педагоги ДОУ.

Семинар практикум состоит из 4-х частей:

1. Вводная часть:

• Знакомство с участниками семинара – практикума.

Упражнение «Откроем сердце друг другу».

• Вступительное слово.

• Показ презентации «Профессиональная компетентность педагога в ДОУ».

• Игра «Три качества» (педагог-психолог).

2. Практическая часть:

• Презентация «Знакомимся - лэпбук».

• Работа педагогов по наполнению макета лэпбука содержанием (участники семинара – практикума).

• Демонстрация буклета.

3. Заключительная часть:

• Подведение итогов семинара – практикума.

• Домашнее задание.

• Рефлексия.

Ход семинара – практикума

1. Вводная часть

Разминка. Упражнение разминки «Откроем сердце друг другу»

Каждый педагог получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с корзиной по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в корзинки. После этого ведущий 2 раз проходит по кругу. Теперь задача педагогов – достать из корзинки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину, а хозяин должен рассказать о себе по следующим пунктам:

1. люблю

2. умею

3. знаю

4. надеюсь.

цель упражнения: знакомство участников семинара – практикума, разряжение обстановки; активизация участников.

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приглашаю вас принять участие в семинаре-практикуме по теме «Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО».

И начнем мы наш семинар – практикум не с домашнего задания, как всегда, а с обсуждения данной темы.

Хочется начать словами Льва Семеновича Выготского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие».

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют хорошо всем нам известные нормативно-правовые документы:

в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 об утверждение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г. ;

Впервые в российском образовании разработан «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев, которые вы видите на экране. Это….

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся :

Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных проф. компетенций.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

воспитательно-образовательной;

• учебно-методической;

• социально–педагогической.

воспитательно – образовательная деятельность предполагает осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды и самое главное, обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

учебно – методическая деятельность предполагает планирование воспитательно – образовательной деятельности и проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

социально – педагогическая деятельность предполагает консультативную помощь родителям и создание условий для социализации детей.

образовательная деятельность в условиях ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие таких педагогических умениях, как:

- исследовательских

- проектировочных

- организаторских

- коммуникативных

- конструктивных

расшифровку этих педагогических умений вы видите на слайде.

профессиональные компетентности педагога можно развивать в творческих группах, в педагогических конкурсах, мастер – классах.

подведение итогов – профессиональная компетентность педагога

Ирга «Три качества"

Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельном листе. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки.

В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

У нескольких педагогов спросить : «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности

Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

2. Практическая часть

Для того чтобы идти в ногу со временем, нам, педагогам дошкольных образовательных учреждений, необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности.

Воспитатель детского сада все время находится в поиске новых форм организации образовательной деятельности и игрового пространства группы. Одним из решений данной задачи педагоги в нашем детском саду видят в использовании лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка на картонной основе, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме

Лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения, который отвечает современным требованиям организации предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Переходим к практической части нашего семинара.

«Знакомьтесь – лэпбук»

ЛЭПБУК – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях». Эта небольшая папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержаться все необходимые материалы по какой - то определенной теме.

При этом ЛЭПБУК – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнение заданий и др., которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.

Лэпбук обеспечивает:

• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

• разнообразие игровых заданий;

• интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);

компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);

Значение лэпбука для ребенка:

• способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

• способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

• способствует повторению и закреплению пройденного материала по пройденной теме.

ЛЭПБУК – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

данная форма работы при детско – взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциалы дошкольника, но и развить их.

Существую тематические папки в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические.

В зависимости от формы: стандартная книжка с 2-я разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка – гармошка и фигурная папка.

И сейчас вы изготовите лэпбуки с помощью воспитателя детского сада №96 Ольги Викторовны, которая в рамках работы по теме самообразования и занималась в данном направлении весь учебный год. А для этого нам надо разделится на 3 подгруппы.

С чего начнем?

II часть

Практическая – Изготовление ЛЭПБУКА

Сейчас я приглашаю желающих пройти за столы. Так как время у нас ограничено, я заранее выбрала тему лэпбука и приготовила все необходимые материалы, готовые детали и задания.

Ваша задача: составить план – набросать макет – изготовить Лэпбук – и презентовать его.

В настоящее время интернет предлагает нам большой выбор готовых шаблонов для изготовления лэпбуков, достаточно содержательных и красочно оформленных. Но по своему опыту скажу, что наибольшую практическую ценность имеют лэпбуки, сделанные самостоятельно. А если он сделан еще и совместно с детьми, то его польза увеличивается вдвое.

Поэтому сегодня я не просто расскажу вам о технологии изготовления лэпбука, а предлагаю совместно его создать.

Итак, мы хотим сделать лэпбук. С чего начать?

Конечно же, с определения темы и целевой аудитории, т. е. для кого мы будем делать наш ЛЭП. Тема для папки может быть любой. Как и ее сложность. Затем составляем план, раскрывающий выбранную тему. И рисуем макет, в в котором определяем порядок размещения материала.

Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать папку в натуральную величину.

Для удобства, лэпбуки делают из бумаги формата А3, который складывают особым образом до формата А4. Но поскольку наш лэпбук – это продукт творчества большого количества педагогов, я выбрала соответствующий формат – А1 (ватман).

Для оформления нашего лэпбука мне нужна помощь двух человек. Обращаясь к помощникам. Перед вами заготовки для лэпбука, клей и ножницы. При оформлении лэпбука, пожалуйста, внимательно слушайте и следуйте моим инструкциям.

Итак,

Сколько есть профессий разных :

Сразу всех не перечесть.

Повара есть, водолазы,

Лётчики, артисты есть.

А детей ждёт воспитатель

У порога в детский сад.

Он волшебник, он создатель

Доброй сказки для ребят.

Да, мы часто и много говорим о представителях разных профессий. Настало время поговорить о профессии воспитатель.

В центральной части нашего лэпбука на тему «Профессия воспитатель» предлагаю расположить картинку с изображением воспитателя и замечательное стихотворение Елены Ранневой, первые строки которого я вам прочитала.

И небольшую познавательную информацию из истории педагогики. Ее мы оформим в виде складывающегося пятиугольника.

Мне хотелось бы представить воспитателя со всех сторон : глазами коллег, глазами родителей и, конечно же, глазами детей.

Итак, воспитатель глазами коллег. Что, по вашему мнению, характеризует нас как специалистов, как профессионалов?

Ответы: знание ФГОС Знание документов Знание Закона об образовании, Сан Пина Конвенция о правах ребенка, ПрофСтандарт педагога,

Согласна. В первую очередь, его профессиональная грамотность – знание основных документов в сфере образования. Все это можно назвать – нормативно-правовая база.

Первый наш кармашек мы оформим в виде книжки-гармошки. Приклеиваем основу с титульным листом. К основе приклеиваем сложенный гармошкой лист с фотографиями нормативных документов. Для удобства, можем скрепить нашу гармошку зажимом.

Первый кармашек готов!

Что еще, на ваш взгляд, характеризует воспитателя как высококлассного специалиста?

Ответы. Успехи воспитанников Участие в конкурсах. Грамоты и дипломы

Согласна, это профессиональные достижения самого педагога и успехи его воспитанников, разнообразные проекты, акции и другие мероприятия, которые он организовал сам или принимал непосредственное участие. Т. е. все то, что можно назвать Портфолио педагога.

Для иллюстрации кармашка «Портфолио» я подготовила несколько своих грамот, которые мы оформим в виде книжки со страницами разной длины.

И еще одна характеристика воспитателя как профессионала – я назвала ее САМООБРАЗОВАНИЕ, т. е. освоение воспитателем новых педагогических технологий и их творческая интерпретация в своей профессиональной деятельности.

Каковы, на ваш взгляд, источники самообразования?

Ответы. Изучение литературы Курсы повышения квалификации Интернет ресурсы Дистанционное обучение Практический опыт коллег Методобъединения

Я подготовила небольшую схему с несколькими вариантами источников самообразования педагога и предлагаю оформить ее в виде книжки-раскладушки. Сначала приклеиваем основу с титульным листом, а на нее сложенную вчетверо нашу схему. И как вы можете увидеть, мы разместили достаточно большой объем информации на небольшом участке лэпбука.

Переходим ко второму блоку нашего плана – воспитатель глазами родителей. Или лучше скажем, каким хотят видеть родители воспитателя.

Для оформления следующего кармашка предлагаю составить акростих. На каждую букву слова ВОСПИТАТЕЛЬ будем называть качества, которые важны и ценны в нашей профессии. Начинаем.

В- воспитанный, вежливый,

О- отзывчивый, ответственный, опытный, образованный

С- способный, серьезный П- приятный, понимающий, помогающий

Пока вы знакомитесь с моей подборкой качеств, присущих педагогу, я покажу как можно интересно оформить наш акростих- в виде книжки с открывающимися окошками.

И- интеллигентный, интересный Т- творческий, трудолюбивый

А- артистичный, амбициозный Т- талантливый, терпеливый

Е- естественный Ль- ласковый, любящий

Прекрасные определения воспитателя мы подобрали, а для подтверждения того, что наши педагоги талантливые, артистичные, ответственные и трудолюбивые – создадим фотоальбом. Фотографии будем вставлять в фигурный кармашек в виде фоторамки.

Еще одним показателем профессионализма воспитателя является использование разнообразных интерактивных форм взаимодействия с родителями. Предлагаю поделиться наиболее эффективными на ваш взгляд формами взаимодействия?

Ответы. Мастер-классы. Открытые просмотры, Дни открытых дверей в детском саду, совместные проекты с родителями,

Отмечу еще одну форму новую, но уже достаточно популярную – создание групп в социальных сетях.

Мы решили оформить этот кармашек в виде цветка, на лепестках которого написаны различные формы сотрудничества детского сада и семьи. При этом наш цветок будет не совсем обычным, а интерактивным. Если быть более точным – с интерактивными частями.

Мы украсим наш лэпбук цветком, но если отогнуть каждый его лепесток, то можно прочесть разные варианты сотрудничества детского сада и семьи.

И наконец, самый важный блок работы педагога – это дети.

Как видят нас наши воспитанники, что мы можем рассказать им о нашей профессии, а главное, как? С помощью чего?

Ответы. Игры Чтение рассказов, стихи, беседы о профессиях

Конечно, в первую очередь с помощью игр- настольных, дидактических, речевых, подвижных. Таких например как «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Кто где работает», «Определи по предмету профессию», «Исправь ошибку» .

Художественное слово может оказать нам большую помощь (чтение литературных произведений, беседы по сюжетным картинам, знакомство со стихами о воспитателях, пословицами и поговорками о воспитании).

Наверняка в вашем арсенале есть много интересных игр и пособий для знакомства детей с профессиями.

Мы остановили свой выбор на стихах и загадках о профессиях, играх «Что кому нужно для работы», «Одинаковые воспитатели» (вариант игры Мемори, и подборке сюжетных картинок на тему «Детский сад». Эти игры для удобства предлагаем оформить в виде простых кармашков с карточками.

Вот так легко и непринужденно мы с вами рассмотрели нашу профессию с трех сторон и создали лэпбук о профессии воспитатель. Благодарю вас за помощь, интересные идеи, активное обсуждение и, конечно же, за чудесный результат.

В продолжение темы знакомства детей с профессией Воспитатель, я заменила некоторые элементы нашего лэпбука на игровые задания и получила вот такой вариант лэпбука для детей.

А вас, уважаемые коллеги, я попрошу о помощи в оформлении титульного листа нашего совместно сделанного лэпбука.

• если информация, полученная на мастер-классе оказалась для вас интересной и полезной, то украсьте наш лэпбук изображением цветка;

• если вы уже были знакомы с лэпбуками, но не применяли их, а теперь у вас возникло желание начать использовать их в своей работе – то прикрепите изображения бабочки

• если же вы не получили для себя никакой полезной информации - прикрепите тучку

Я рада, что предложенная тема оказалась для вас интересной и многие будут использовать лэпбуки в своей работе.

Для тех коллег, кто хочет познакомиться с этой технологией поближе, я приготовила памятки с основными этапами работы над созданием лэпбуков.

Успехов вам. И спасибо за внимание.

Заключение

Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Уважаемые коллеги, чтобы подвести итог и услышать от вас обратную связь, я предлагаю вам на листе бумаги шаблон руки.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Педагогам вручается буклет- памятка по изготовлению ЛЭПБУКА.

Публикации по теме:

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования .

Конспект семинара-практикума для родителей «Азбука прав ребенка»Конспект семинара-практикума для родителей «Азбука прав ребенка» Цель: Изучение основных прав ребенка провозглашенных в Конвенции о правах ребенка с детьми и их родителями. Задачи: 1. Воспитывать уважение.

Конспект семинара-практикума педагога-психолога для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе» Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе!» Цель: познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью.

План семинара-практикума для родителей «Навыки позитивного родительства» План семинара-практикума для родителей Тема: «Навыки позитивного родительства». Цель: 1. Расширить знания родителей по вопросам воспитания.

Презентация для семинара-практикума «Народная кукла своими руками» Презентация для семинара-практикума «Народная кукла своими руками» (сокращённый вариант). В рамках педсовета «Традиции народного творчества.

Профессиональная компетенция педагогов ДОО в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС Данная презентация была использована, для проведения педагогического совета в детском саду, на тему: "Профессиональная компетенция педагогов.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС. План семинара-практикума для педагоговРазвивающая предметно-пространственная среда по ФГОС. План семинара-практикума для педагогов Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель МБДОУ №10, гр. Орешки: Грасс У. С. Теоретическая.

Сценарий семинара практикума для педагогов дошкольного образования «Что? Где? Когда?» Сценарий проведения семинара для воспитателей по ФГОС в форме игры «Что? Где? Когда?» Дурхисанова Лариса Анатольевна Сценарий проведения.

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога» "Педагоги не могут успешно кого – то учить, если в тоже время усердно не учатся сами" Али Апшерони Цель: актуализация развития профессиональной.

Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования Т. Н. Садыкова (г. Муравленко) Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования В статье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС»
Опубликовано: 7 мая 2018 в 12:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Вульф в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД