Марина Соколова
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни, служит средством сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования. Каким образом донести до сознания ребёнка своеобразие песни, пробудить в нём интерес к ней, «зажечь» её интонацией душу малыша? Здесь нужно использовать два пути, каждый из которых обладает своими воспитательными возможностями :
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальный фольклор в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
а) Слушание
б) Разучивание песни
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Особенно важными являются потешки, частушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. В этих незамысловатых стишках много нежности, такта. Они удовлетворяют рано возникшую у ребёнка потребность в художественном слове. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Кота – воркота. Восприятие частушки доступно уже детям второй младшей группы. Ребята среднего и старшего возраста уже знакомятся с русской лирической песней.
Каждое знакомство с новым музыкальным произведением мы начинаем со слушания. Слушание подразумевает знакомство с исполнением. Его основная задача – связать песню с конкретными жизненными явлениями, ввести ребёнка в среду её функционирования. Слушание не должно быть формальным и скучным, т. е. Наиболее оптимальной формой является включение песни в сюжетный рассказ с дополнительным использованием наглядности (рисунков, предметов).
Разучивание песни – закрепление в сознании ребёнка полученных слуховых представлений и непосредственное приобщение к определённой манере вокального исполнения.
Диапазон песни: соль – си.
Для разучивания детям старшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
Упражнять детей в чистом интонировании мелодии, построенном на поступательном движении снизу вверх. Вырабатывать правильное дыхание, напевность.
1) Для наглядности использовать музыкальную лесенку или грибочки разной величины.
2) Вначале музыкальный руководитель, затем и дети передвигают игрушку кота по лесенке, в соответствии с движением мелодии, одновременно напевая её.
3) С целью усложнения задания можно предложить детям передвигать игрушку, напевая мелодию без музыкального сопровождения.
«Зайчик» Русская прибаутка.
1. Заинька, зайка. Маленький, зайка. Длинные ушки, Быстрые, ножки.
2. Заинька, зайка. Деток боишься, Маленький, зайка. Зайка, трусишка
Перед разучиванием – проводим беседу, прослушиваем, показываем рисунок с изображением зайца или игрушку.
Программное содержание: Закреплять у детей умение петь, чисто интонировать, учить петь выразительно, лёгким звуком, ясно произносить слова.
Для более полного знакомства младших дошкольников с музыкальным фольклором на музыкальных занятиях используются игры, хороводы, а так же простейшие музыкальные инструменты – ложки, бубны, колокольчик.
В русском фольклоре огромное место занимает кукольный театр.
Русская народная игра - хоровод «Солнышко – вёдрышко».
Выбирают водящего – «солнце».
Остальные дети – «спящие».
Остальные поют:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А, зима теплее,
А, весна – милее.
На две первые строчки песенки играющие идут «хороводом».
На следующие две – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон.
Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит – «горячо». Затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается», (выбывает из игры).
Поставив задачу познакомить детей дошкольного возраста с музыкальным фольклором, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Фольклорный материал, объединённый единой музыкально – литературной идеей, несёт огромную воспитательную функцию.
Обучая на образцах прекрасного, мы, несомненно вмешиваемся в сложный процесс становления ребёнка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определённые нормы поведения и взаимоотношений.
Происходит нравственно – эстетическое становление человека.