Ирина Шурлина
Музыкальный фольклор как эффективная составляющая позитивной социализации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Внимание к фольклору и традиции в целом, как к источнику развития и воспитания человека, в социально-педагогической среде проявляется в последнее время особенно активно. Неудивительно, ведь фольклорное творчество является доступным для восприятия, интересным и понятным для детей уже с самого раннего возраста. Фольклор дает возможность для творческого самораскрытия даже тем ребятам, которые не обладают музыкальной, художественной, хореографической одаренностью. При этом дети чувствуют собственную успешность, учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, постепенно адаптируясь в окружающем социуме. Поэтому в данном случае фольклор выступает как эффективная составляющая позитивной социализации дошкольников.
Публикация «Музыкальный фольклор как эффективная составляющая позитивной социализации старших дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Цель – показать эффективность успешной социализации старших дошкольников посредством фольклорного творчества через модель сопровождения социального воспитания.
Задачи:
- проанализировать деятельность фольклорного кружка как эффективной составляющей позитивной социализации старших дошкольников;
- создать теоретическую модель процесса сопровождения успешной социализации старших дошкольников посредством фольклорного творчества;
- разработать рекомендации специалистам дошкольных образовательных учреждений по обеспечению процесса успешной социализации старших дошкольников.
Научная новизна заключается в уточнении понятия о сущности процесса социального воспитания в дошкольном детстве. Доказано, что квалифицированно организованное социальное воспитание как управляемая часть не только определяет специфику процесса, но и выводит его на качественно иной уровень, а именно – культурное воспитание дошкольников.
Теоретическая значимость определяется тем, что изучена специфика социального воспитания старших дошкольников через фольклорную деятельность и разработана теоретическая модель сопровождения социализации старших дошкольников посредством фольклорного кружка.
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности социализации старших дошкольников посредством фольклорного кружка. Предложенные в исследовании методические материалы могут быть использованы в практике социального воспитания дошкольников в разных типах дошкольных образовательных учреждений.
Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности. В свою очередь, фольклор представляет собой художественную коллективную творческую деятельность народа, отражающую его жизнь, воззрения, идеалы. Для того чтобы наглядно показать взаимосвязь между фольклорным творчеством и эффективностью социального воспитания дошкольников, мы разработали и реализовали на базе дошкольного образовательного учреждения модель процесса сопровождения воспитания дошкольников как эффективную составляющую позитивной социализации посредством фольклора.
Данная модель предлагает организацию обучения в рамках специфичных для дошкольников видов деятельности : игры, художественного труда, изобразительной деятельности, музыкальных и познавательных занятий.
Модель построена на основе программы «Родной край», созданной творческой группой ДОО.
Объект воспитательного воздействия – дети 5-7 лет (старшая, подготовительная группа)
Субъекты воспитательного воздействия – музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Цель работы: социальное воспитание старших дошкольников через приобщение их к истокам народного творчества.
В процессе работы решаются следующие задачи:
Воспитательные:
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.
- Воспитывать толерантность.
Образовательные:
- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.
- Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, музыкально-ритмических движений.
Развивающие:
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
- Развивать музыкальные способности : ритм, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
- Развивать коммуникативные качества детей в процессе танцевально-игрового народного творчества.
Принципы нашей работы:
- Взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
- Формирование эстетической восприимчивости и эмоционального отношения к народной культуре.
- Интеграция.
- Комплексно – тематический принцип.
- Постепенность нарастания объема от простого к сложному.
- Доступность.
- Учет возраста детей.
Работа фольклорного кружка проходит в следующих формах:
- Тематические занятия.
- Занятия интегрированного типа.
- Развлечения.
В работе с дошкольниками используются следующие методы:
- Наглядный, словесный, практический.
- Беседы с детьми.
- Слушание русских народных песен, сказок.
- Разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок со взрослыми с привлечением родителей.
- Инсценировки песен и малых фольклорных форм.
- Совместная работа с родителями и педагогами дошкольного учреждения.
Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1. «Всякому мила своя сторона» (социально-коммуникативное развитие). Воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре родного народа.
Раздел 2. «Мир освещается солнцем, а человек знанием» (познавательная деятельность). Ознакомление с национальной культурой, бытом, традициями и обрядами русского народа. Историей и культурой родного края.
Раздел 3. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит» (речевая деятельность). Развитие речи, знакомство с русским фольклором.
Раздел 4. «Красоту творить – людям радость дарить» (художественно – эстетическая деятельность). - «Красна сказка складом, а песня - ладом» (театрализованная, музыкальная деятельность); «Всякому молодцу ремесло к лицу» (художественная деятельность); «Всякая душа празднику рада» (музыкальная, речевая деятельность)
Раздел 5. «Береги платье снова, а здоровье смолоду» (физическое развитие). Пальчиковые игры, забавы, народные подвижные игры, состяза-ния.
Раздел 6. «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят». В этом разделе ведется работа с родителями для возрождения лучших семейных традиций. Приобщения к отечественным традициям в воспитании детей, гармонизации семейных отношений.
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации (Приложение 5)
Структура построения и освоения детьми данной модели заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через творчество простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов. Через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей.
Ожидаемые результаты реализации модели у детей:
Первый год обучения:
- Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
- Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать песни.
- Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
- Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы).
- Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
- Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
- Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
- Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Проявлять внимание и заботу к близким.
- Передавать полученные знания малышам.
Второй год обучения
- Уметь показывать сценки. Импровизировать.
- Быть способными вводить в свои выступления не только устный, но и музыкальный фольклор.
- С желанием участвовать в любом виде деятельности.
- Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
- Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
- Передавать полученный опыт малышам.
Для включения родителей в деятельность по данному направлению рекомендовано провести беседу или анкетирование определяющее отношение родителей к фольклору и воспитанию в социуме посредством данного творчества, узнать существуют ли традиции использования фольклора в семье (Приложение 4). Участие в работе кружка поможет и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых результатов.
К предложенной модели коллективом ДОО наработан разнообразный практический материал для использования на фольклорных и краеведческих мероприятиях: игры-развлечения «Русские матрешки», «Осенины», игры-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки», «Кузьминки – осени поминки», «Богатыри земли Муромской» (Приложение 6, дидактические игры с использованием пословиц, настольно-печатные игры с использованием мотивационных постановок. Незаменимый материал для развития чувства ритма - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. В сюжетно-ролевых играх можно использовать русские народные колыбельные песни, что позволит детям испытать положительные эмоции, связанные с теплыми воспоминаниями. Каждая неделя модели кружковой работы посвящена определенной теме. (Приложение 3). Данная модель кружковой работы предполагает взаимодействие с учреждениями социума : фольклорными коллективами на базе СОШ № 2, № 18; ДШИ; КОС № 15, Дом культуры «Вербовский».
Для оценки результативности работы фольклорного кружка «Ладушки» предложена диагностика, которая поможет проследить уровень знаний музыкального фольклора, по программе «Родной край» (Приложение 1) и уровень социального воспитания детей, по методическому пособию Т. А. Цквитарии «Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» (Приложение2).
Диагностика социального воспитания детей проводится индивидуально. Фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) на нравственный поступок и отрицательная (осуждение, негодование) - на безнравственный.
Таким образом, разработанная теоретическая модель процесса сопровождения успешной социализации старших дошкольников посредством фольклорного кружка - это комплекс методов, средств, принципов, решения поставленных задач. Деятельность фольклорного кружка имеет большое значение не только в успешной социализации развития ребенка, но и во всестороннем развитии личности дошкольника.
Список использованной литературы
1. Аникин В. П. Русский фольклор // Учебное пособие для вузов. М. : Высшая школа, 1987. 143с.
2. Аникин В. П., составитель. Русский фольклор. М. : Художественная литература, 1986. 342с.
3. Гусев В. Е. Фольклор : история термина и его современное значение. №2. М. : Сов. этнография, 1966. 253с.
4. Литвин Э. Песенные жанры русского детского фольклора. Номер 1. М. : Сов. этнография, 1972. 333с.
5. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л. : Искусство, 1984. 177 с.
6. Программа «Родной край»
7. Савушкин Н. И. Русский народный театр. М. Наука, 1976. 274с.
8. Савушкина Н. О. О современном состоянии фольклора (из опыта работы фольклорных экспедиций МГУ) // Традиции и современность в фольклоре. М., 1988. 264с.
9. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика, предметно – пространственная среда. – М. :ТЦ Сфера, 2014. 128с.