Жанна Ломова
Консультация для воспитателей на тему «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей
Нравственное воспитание-процесс двусторонний. С одной сторон, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем- воспитание начал гуманизма, гуманных отношений, между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. д.); формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважение и симпатия к трудящимся, воспитание трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться. Осуществляя во взаимодействии все эти задачи, педагог влияет на сферу чувств ребёнка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке. Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребёнка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношение к ним.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Для более успешного выполнения задач нравственного воспитания, для формирования у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, были выделены группы методов, одним из которых является: знакомство с художественной литературой. И одним из видов литературы является русский фольклор, который представляет собой одно из звеньев в нашей национальной культуре. А продолжателями этой культуры являются наши дети, это дети которым прививается любовь к Родине, к её традициям и обычаям, прошедших много веков и не потеряв своей ценности и поучительности. И для этого мы и начинаем вводить ребёнка в мир народного фольклора. К нему относятся и русские народные сказки, очень любимые детьми разного возраста. Ведь сказка для детей - это прежде всего эмоционально окрашенное зрелище, которое будоражит фантазию. Ребёнок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народная сказка оказывает воспитывающее влияние на малыша. Но ребёнку трудно самому распознать идейный замысел сказки. Русский народ- мудрый народ, в каждом слове, в каждой строке сказки скрыта мудрая мысль. Это понимает взрослый человек, а ребёнку надо помочь увидеть, понять нравственную истину. И для того, чтобы использовать сказки для воспитания нравственности, взрослый сначала должен сам понимать глубокий смысл данной сказки, какие идеи нравственности заложены в образе каждого отдельного героя. И только тогда он может донести эту идею до ума ребёнка, и только тогда взрослый может поучать детей используя примеры из известных сказок. Сказка-это не примитивность жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребёнком прежде чем, он будет готов воспринимать сложные вещи, с которыми взрослый начнёт знакомить детей дальше, с тем как надо поступать, а как нельзя и почему. И здесь нередко будут вспоминаться герои разных сказок, их качества, которыми они были наделены, поступки в разных ситуациях. С помощью педагога дети будут учиться постигать мудрость сказки, находя в ней правду и истину. А поняв о чём говорит сказка, дети начинают сопоставлять положительные и отрицательные поступки и качества с качествами и поступками как положительных так и отрицательных героев сказок. Нашей задачей является умение раскрыть произведение так, чтобы свет и тепло его озаряли сердце ребёнка, чтобы сказка подспудно готовила ребёнка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро.