Ольга Геннадьевна
Консультация для воспитателей на тему «Роль подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры - это важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей.
Характерная особенность подвижных игр - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Роль подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от 1,5-2 лет до поступления в школу. Но это не означает, что до и после этого времени ребенок не играет. Играть он начинает в 1-1,5 месяца и продолжает всю свою жизнь.
Однако, в первые 1,5-2 года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная. Ребенок в это время учится многому - распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть. А после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда.
Игры выступают важнейшим средством воспитания непродолжительный период детства, всего 4-5 лет. От их разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности зависят результаты развития индивидуализации и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением.
Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых. Ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает и трансформирует их в соответствии со своей фантазией, возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как другого начинает понимать через себя.
Выделяют следующие подвижные игры.
1. Элементарные игры:
• сюжетные игры имеют готовый сюжет и правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни. Правила обуславливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношение играющих детей, уточняют ход игры;
• бессюжетные игры типа ловишек, перебежек не имеют сюжета образов, но схожи с сюжетными играми наличием правил и ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания;
• забавы, аттракционы - двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.
2. Сложные игры:
• спортивные игры (бадминтон, волейбол, баскетбол и др.). В дошкольном возрасте используются только элементы таких игр, а дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и т. д. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, малой и средней подвижности.
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.
Увеличение темпа современной жизни ставит перед педагогикой задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.
Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей действительности.
Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия противника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходиться выбирать и совершать из множества возможных операций одну наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.
Подвижные игры хороши и разнообразны тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Именно отсутствие в подвижных играх строго регламентированных правил, сложной техники и правил делает ненужной специальную подготовку, тренировки. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное поле, привлекает к подвижной игре всех детей, независимо от возраста, способностей и подготовки. Поэтому именно подвижные игры считаются массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений, осуществляемое двумя путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта детей, приобретению новых навыков и умений способствует их самостоятельная деятельность, игры, труд; с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основная форма обучения детей движениям - занятия. В тоже время весьма существенное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
Для детей основной вид деятельности - игра. Поэтому наиболее эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений. Наиболее приемлемы для детей игры с простым доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях набирают с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. В период освоения детей с новой обстановкой подвижные игры позволяют научить их играть вместе, не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Постепенно в играх усложняют задачу. В дальнейшем подбирают подвижные игры и упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи - образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями, В дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных качеств. Но меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют ребенка двигаться с большой скоростью, чтобы догнать кого-то, быстрее спрятаться в заранее намеченное место, не быть пойманным, преодолеть препятствия.
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движение все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержания игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше приходится ему проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей - улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники ДОУ должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных, эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Таким образом, подвижные игры являются средством не только для развития движений, он и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений детей, надо обследовать их двигательные умения. С этой целью проводят обследование основных движений и наблюдения за играми детей, их самостоятельной двигательной деятельностью.