Кристина Михайлина
Музыкальный фольклор в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА»
Вид проекта: творческо информационный
Срок реализации: долгосрочный, 2 года
Участники проекта: воспитатели, дети, родители и сотрудники
Публикация «Музыкальный фольклор в воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Актуальность проекта. Воспитание на материале подлинного народного искусства дает детям возможность познать богатство национальной культуры, красоту родного языка, своеобразие и закономерности строения национальной мелодики. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, вклю-чающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Работы ансамбля во многом зависит от умело подобранного педагогом материала. Принимая участие в совместной работе, дети чувствуют свою принадлежность к делу, которым они занимаются.
Все это имеет огромное воспитательное значение : через фольклор, через искусство народного пения заложить основы культурных ценностей, обогатить духовный мир ребёнка, зародить уважение к жизни и культуре предков.
Цель проекта:
приобщить через фольклор – к творчеству, привить любовь к пению, воспитать творческую личность, обладающего знаниями традиций наших предков.
Задачи проекта:
Обучающие:
- ознакомление детей с различными жанрами народной музыкальной культуры на доступном фольклорном материале.
- создание необходимой предметно-развивающей среды.
Развивающие:
-развитие вокально-хоровых навыков (слух, память, чувство лада, чистое интонирование, чувство звуковысотности);
- развитие музыкальной художественно-игровой деятельности.
- развитие танцевально-двигательных способностей.
Воспитательные :
-воспитание бережного отношения к культурным традициям;
-воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту музыкально – песенного фольклора через игровую деятельность.
Предполагаемые результаты.
В результате реализации проекта дети
будут знать: детские жанры народно-песенного творчества: потешный фольклор, песни дразнилки, народные игры, осенний календарь, зимние колядки, характер и содержание хороводных и плясовых песен.
- детские жанры народно-песенного творчества: прибаутки, дразнилки, песни-игры, игры-загадки; масленичные песни, хороводные песни, песни шуточного характера, сказки. Осенний фольклор, весенние заклички.
будут уметь: слушать при пении другого поющего; ритмично и активно декламировать песенные ритмотексты; чисто интонировать знакомые мелодии. Использовать элементарные хороводные и плясовые движения.
- петь грудным звуком, правильно использовать певческое дыхание, делать элементарные хороводные движения по кругу, плясовые элементы, играть в народные игры, слушать при пении другого поющего; ритмично и активно декламировать песенные ритмотексты; чисто интонировать знакомые мелодии; обыгрывать образы героев в песнях и сказках. Использовать элементарные хороводные и плясовые движения.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- подбор литературы, для чтения, для изучения
- работа с методической литературой
-подбор иллюстраций по потешкам, сказам, для рассматривания
- подбор иллюстраций предметов русского быта, одежды, обуви.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Детский фольклор.
Песни исполняемые детьми и песни взрослых, обращенные к детям. Знакомство с детским фольклором : календарный, потешный, игровой. Календарный фольклор : песни – заклички, приговорки связанные с животными, птицами, насекомыми, растениями. Потешный фольклор – пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, загадки, дразнилки. Игровой фольклор – считалки, жеребьевки, игры. «Скок поскок», «Андрей воробей», «Как у наших у ворот»
Игровой фольклор.
Игровой фольклор. Считалки, песни - игры. Игры – загадки. Осенние игры. Игры зимнего времени года. Летние игры. Игра. Подвижные игры в народной манере (ловишки, забавы). Пассивные народные игры. Календарные игры.
«У дедушки Трифона», «Дударь», «Мы плясали», «Марома моя Маромушка».
Календарный фольклор.
Календарный фольклор. Заклички. Виды закличек. Понятие заклички. Приговорки к явлениям природы. Осенний фольклор. Покров. Зимний фольклор. Закличка. Разнохарактерные календарные песни.
«Весна красна», «Авсень». Вокальная работа. Расширение диапазона.
Песенный фольклор.
Песенный фольклор. Плясовые песни. Частушки. Хороводно - игровые песни. Виды хороводных шествий: стенка на стенку, круг, два круга. Мелодичность хороводных песен. Шуточные песни. Игровое действо в шуточных песнях.
Вокальная работа. Разучивание песен «Ходит царь», «На горе горе»
Детский фольклор Детский фольклор. Осенний календарь. Праздник шуточного погребения насекомых. Капустные вечерки. Обряд завивания капусты. Осенние игры, обряды.
«Есть у нас огород», «Осень осень в гости просим», «Как у нас то козел», «Как у нашего овса»
Народные сказки.
Сказки музыкальные. Сказка - прозаический жанр; фантастический, авантюрно – новеллистического и бытовой. Обыгрывание ролей. Исполнение ролевых диалогов. Мир детских считалок: заумные, жеребьевки, сюжетные.
«Кот лиса и кочеток», использование сценических правил в постановке сказок. «Ай, чу чу»
3. Зимние календарные праздники.
Колядки. Святки. Игры зимнего периода. Масленица. Обрядовые действия. Масленичные обрядовые песни.
«Авсень, Коляда»; «Мы ходили по проулочкам», «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок», инсценированное представление «Колядки, пришли ребятки».
4. Весенний фольклор.
Заклички. Весенние обрядовые угощения. Обрядовые праздники весеннего цикла. Шуточные песни. Весенние пахоты. Работа в поле. Посев будущего урожая. Магические заклинания. Игровые подвижные песни.
«Уж мы сеяли ленок», «Весна красна», «Солнышко выгляни», инсценировка Весеннего обрядового праздника.
3 ЭТАП. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (концерт, театрализованно – музыкальное представление)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Игра – основная форма деятельности детей дошкольного возраста. Игра на подготовительном этапе обучения - источник эмоционального раскрепощения, объект развития фантазии. Подвижные игры «Бабка-ёжка», «У медведя во бору», - содействуют физическому укреплению, интеллектуальному развитию ребенка. Пассивные игры. Календарные игры.
Материально – технические условия.
Занятия должны проводиться в хорошо освещенном и проветренном помещении с наличием инструмента фортепиано, стульев по количеству учащихся. Для успешного прохождения программы кабинет должен быть оснащен шумовыми инструментами - ложки, бубны, трещотки, маракасы, рубель; игровым инвентарем – веревочки, платочки, султанчики и т. д.
Методические условия.
Певческое дыхание: Дошкольники : Терентьева Л. А. Самара, -2000. Методика работы с детским фольклорным ансамблем.
Упр. 1 Взять дыхание, задержать его и активно, но медленно произносить букву «с» ощутить сокращение мышц брюшного пресса и диафрагмы.
Упр. 2 Детям предлагается взять активный короткий вдох через нос, затем медленно, тонкой струйкой производить выдох, который должен быть как можно продолжительнее. Выполняя это упражнение, педагог предлагает ученикам представить надутый шарик, из которого медленно выпускают воздух.
Упр. 3 Упражнения с текстом необходимо петь ровным, одинаковой силы голосом, связывая один слог с другим. Всякое упражнение нужно начинать петь с самого нижнего из удобных певцам звуков и повторять его неоднократно – каждый раз на пол тона выше предыдущего. Рекомендуется начинать с малообъёмных по диапазону распевок.
Упр. 4 Активный вдох и короткие выдохи многократно произносятся согласную «Ф».
Дикция. Дошкольники : Шамина Л. В. Методика вокального обучения участников самодеятельного, детского, народного хоров; Носков А. К. Музыкальный фольклор для детей. Самара 2003г.
Упр. 1 Провести кончиком языка по внешней стороне губ 5 раз в одну сторону, 5 раз в другую.
Упр. 2 Провести кончиком языка по вертикали и нижним зубам, круговыми движениями 5 раз в одну сторону, 5 раз в другую.
Упр. 3 Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном положении. На счет «раз» губы растянуть в стороны (улыбка, на счет «два» вытянуть вперед (трубочка)
Упр. 4 Пришёл Прокоп – кипел укроп. Ушел Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп. Так и без Прокопа кипит укроп.
Упр. 5 Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека в реку руку, рак за руку Греки цап.
Упр. 6 Чайник с крышечкой. Крышечка с шишечкой. Шишечка с дырочкой. Дырочка на шишечке. Шишечка на крышечке. Крышечка на чайнике
Упр. 7 Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка. Чертили чёрными чернилами чертёж, черезвычайно чисто.
Упр. 8 произносить песенную фразу нараспев в два – три раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.
Упр. 9
Звукоизвлечение: Дошкольники : Терентьева Л. А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. Самара 2000г. 14. Науменко Г. М. Фольклорный праздник. М. ,2000г. 5. Зимина А. Н. Народные игры с пением. М. ,2000г.
а) Пропевание части мелодии вслух, затем про себя, затем снова вслух.
б) Пропевание только сильных долей такта.
в) Пропевание отрезка мелодии под аккомпанемент.
г) Пение с закрытым ртом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куприянова Л. Фольклор в школе. – М., - 1996
2. Краснопевцева Е. А. Поют дети. – М., - 1989
3. Мешко Н. К. Искусство народного пения. Часть I. – М., 1996; Часть II – М., - 2000.
4. Мешко Н. К. Сольное пение (методичка). Учебная программа для вузов. – М., - 1988.
5. Мельникова Л. И. ЗиминаА. Н. детский музыкальный фольклор. – М., - 1997.
6. Маркова – Шамина. Режиссура народной песни.
7. Науменко Г. М. Фольклорный праздник. М., - 1996.
8. Носков А. К. Музыкальный фольклор для детей. – Самара, 2003.
9. Сорокин П. Будем песни петь. – М., - 1997.
10. Седова Н. В. Христос Воскрес – Сын Божий (сценарий молодёжного гуляния на Пасху с нотами и методическими рекомендациями). Самара 1999г.
11. Терентьева Л. А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. Самара, -2000.
12. Терентьева Л. А. Атюшин В. В. Родина победы. – Самара, 1995.