Получи документы

Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи»

Виктория Глобина
Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Фольклор как способ развития культуры речи»

«Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».

Д. С. Лихачев

Публикация «Консультация для воспитателей „Фольклор как способ развития культуры речи“» размещена в разделах

Одна из самых важных задач обучения детей-дошкольников родному языку – развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Ребенок строит высказывание самостоятельно, ему не помогают реплики собеседника (как происходит в диалоге). Он должен сам выбирать словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, должен намечать последовательность отдельных частей, звеньев содержания – описание предметов, явлений, событий.

Прежде всего, речь должна быть содержательной, опираться на достаточные знания и ясные представления о предмете. Но этого мало – содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужные вставки, логические переходы от одной части к другой, уметь закончить высказывание.

В помощи в овладении родным языком, то родители главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи.

Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используют самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводить в словарь детей не только название предметов, но и название их деталей, частей. Не только название цветов (красный, синий, и т. д., но и их оттенков. Не только название формы, величины предмета, но и материала, из которого эти предметы сделаны.

Важно, разумеется, не просто знакомство ребенка с окружающим. Мы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели предметы, назвали их – закрепить в словесных играх.

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение – обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (сказками, преданиях, легендами, пословицами, загадками) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-7 лет.

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказка, рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка ряба»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Ознакомление детей со средствами художественной выразительности не самоцель. Дело не только в том, что здесь развивается восприятие литературных произведений, что ребенок обогащает эстетически. Выразительной, образной должна быть и речь обыденного общения. Вспомним, что пословицы, поговорки, присказки – много из того, что называется малым формами фольклора, – родились и живут в обыденной речи, в повседневном общении.

Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников. В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.

Ребенка окружает мир людей и их взаимоотношений, он и сам – частица этого мира. Его окружает мир предметов и явлений. Речь тоже явление. Это деятельность человека, одна из важных его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Поэтому осознание речи ребенка – это не просто расширение его кругозора, знаний и представлений об окружающем мире. Это важное средство дальнейшего развития самой речи, ее совершенство.

Свою работу строила на следующих основных принципах:

• во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе краеведческого материала;

• во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.

• в-третьих, активного включения детей;

• в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала сибирского фольклора в создании речевой среды.

Для того чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.

В систему реализации включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы: игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг.

Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области.

Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание иллюстративного материала, сбор краеведческой информации.

На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей, бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, в продуктивной деятельности, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье.

Совместная деятельность детей и членов их семей, специально организованная практическая деятельность, например: рисование «В мире сибирских сказок» «Цветик-семецветик», «Фольклор Прибайкалья» и другие мероприятия, позволили создать атмосферу общности интересов детей и взрослых.

Устраивались выставки детских работ, на которых дети сами были экскурсоводами – рассказывали о фольклоре родного края через свое творчество.

Метод проектирования позволил объединить родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, развить интерес к истории родного города и края.

Ребенок усваивает родной язык, учится говорить, не осознавая, как он это делает. Его речевые навыки складываются помимо его сознания. Когда он воспринимает и понимает речь, он осознает, прежде всего, то смысловое содержание, которое в ней передается. Когда он выражает свою мысль в содержание. А вот понимание того, как именно, какими словами высказывается мысль, совсем не обязательно. Ребенок и не осознает этого очень долго, он даже вообще не знает, что говорит словами.

Приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.

Публикации по теме:

«Музыка как средство развития творческой индивидуальности». Консультация для воспитателей Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей» Нетрадиционные техники рисования,как средства развития творческих способностей. Опыт показывает,что одно из наиболее важных условий развития.

Консультация для воспитателей «Художественная литература как источник духовной культуры дошкольного воспитания» Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения.

Консультация для воспитателей «Фольклор как одна из форм работы по развитию речи» Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Речь воспитателя как средство развития речи детей Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя.

Консультация учителя-логопеда для воспитателей. Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста. Мастер-класс для воспитателей Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не.

Фольклор как средство развития речи старших дошкольников «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» ГБОУ Школа 1359 Воспитатель : Морозова Наталья Андреевна Москва.

Техника «квиллинг» как способ развития мелкой моторики и речи старших дошкольников ТЕХНИКА «КВИЛЛИНГ» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 21:00
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Глобина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД