Виктория Глобина
Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклор как способ развития культуры речи»
«Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».
Д. С. Лихачев
Публикация «Консультация для воспитателей „Фольклор как способ развития культуры речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Одна из самых важных задач обучения детей-дошкольников родному языку – развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Ребенок строит высказывание самостоятельно, ему не помогают реплики собеседника (как происходит в диалоге). Он должен сам выбирать словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, должен намечать последовательность отдельных частей, звеньев содержания – описание предметов, явлений, событий.
Прежде всего, речь должна быть содержательной, опираться на достаточные знания и ясные представления о предмете. Но этого мало – содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужные вставки, логические переходы от одной части к другой, уметь закончить высказывание.
В помощи в овладении родным языком, то родители главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи.
Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используют самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводить в словарь детей не только название предметов, но и название их деталей, частей. Не только название цветов (красный, синий, и т. д., но и их оттенков. Не только название формы, величины предмета, но и материала, из которого эти предметы сделаны.
Важно, разумеется, не просто знакомство ребенка с окружающим. Мы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели предметы, назвали их – закрепить в словесных играх.
Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение – обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (сказками, преданиях, легендами, пословицами, загадками) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-7 лет.
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказка, рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка ряба»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Ознакомление детей со средствами художественной выразительности не самоцель. Дело не только в том, что здесь развивается восприятие литературных произведений, что ребенок обогащает эстетически. Выразительной, образной должна быть и речь обыденного общения. Вспомним, что пословицы, поговорки, присказки – много из того, что называется малым формами фольклора, – родились и живут в обыденной речи, в повседневном общении.
Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников. В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.
Ребенка окружает мир людей и их взаимоотношений, он и сам – частица этого мира. Его окружает мир предметов и явлений. Речь тоже явление. Это деятельность человека, одна из важных его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.
Поэтому осознание речи ребенка – это не просто расширение его кругозора, знаний и представлений об окружающем мире. Это важное средство дальнейшего развития самой речи, ее совершенство.
Свою работу строила на следующих основных принципах:
• во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе краеведческого материала;
• во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
• в-третьих, активного включения детей;
• в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала сибирского фольклора в создании речевой среды.
Для того чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.
В систему реализации включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы: игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг.
Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области.
Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание иллюстративного материала, сбор краеведческой информации.
На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей, бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, в продуктивной деятельности, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье.
Совместная деятельность детей и членов их семей, специально организованная практическая деятельность, например: рисование «В мире сибирских сказок» «Цветик-семецветик», «Фольклор Прибайкалья» и другие мероприятия, позволили создать атмосферу общности интересов детей и взрослых.
Устраивались выставки детских работ, на которых дети сами были экскурсоводами – рассказывали о фольклоре родного края через свое творчество.
Метод проектирования позволил объединить родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, развить интерес к истории родного города и края.
Ребенок усваивает родной язык, учится говорить, не осознавая, как он это делает. Его речевые навыки складываются помимо его сознания. Когда он воспринимает и понимает речь, он осознает, прежде всего, то смысловое содержание, которое в ней передается. Когда он выражает свою мысль в содержание. А вот понимание того, как именно, какими словами высказывается мысль, совсем не обязательно. Ребенок и не осознает этого очень долго, он даже вообще не знает, что говорит словами.
Приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.