наталья силакова
Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание звуковой культуры речи
посредством пальчиковых игр и упражнений
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связана с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно была велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, создавали все необходимое для жизни: лечили, учили, учились.
Публикация «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По рукам судили о здоровье, о положении человека /белоручка или трудяга/, его силе, энергичности, профессии /музыкальные руки, рабочие руки/, о характере, темпераменте, /вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки/.
Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «работать не покладая рук» и т. д.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще в 2 веке до нашей эры в Китае. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярное упражнения с шарами улучшает память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивает координацию движения, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. В Японии, например тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.
У японцев широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасно оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-Белобока», «Коза Рогатая», и др. Исследование отечественных физиологов также подтверждает связь развитие рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции нервной высшей деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее значение функций руки. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность:
если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы
Уважаемые коллеги сегодня я предлагаю окунуться в волшебный мир пальчиковых игр. Я считаю, что представленная мной тема актуальна тем, что пальчиковые игры и упражнения помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, дают нам воспитателям возможность проводить занятия, игры по звуковой культуре речи более живо и интересно. Помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом и закрепить его усвоение во время свободной деятельности. А самое важное, что пальчиковые игры направлены на развитие речи, в частности одной из ее сторон – звуковой культуры.
Новое в моей практике это то, что:
Был создан и оснащен микроцентр «Весёлые ладошки» игр и пособий для развития мелкой моторики руки.
Использованы в работе нетрадиционные игры и пособия
В соответствии с принципом систематичности составила план работы. Чтобы оказывать консультативную помощь родителям, пришлось изучать научно-методическую литературу, что оказалось не таким, уж лёгким делом. Корректировать образовательную и свободную деятельность детей.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп.
Группа игр с предметами.
а) - игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:
• выполнить узор после выкладывания его взрослым;
• по конечному результату (образцу);
• по уменьшенной схеме;
• по словесной инструкции;
• выкладывание букв и цифр из веточек.
б) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:
• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т. д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т. д.); игра «Золушка»;
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;
• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);
• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;
• нанизывание колец на тесьму, стержень;
• пальчиковый театр;
• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.
Группа игр с речевым сопровождением.
Это игры и упражнения, основанные на использовании различных стихотворений, потешек.
Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.