Елена Шолохова
Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача и она должна быть полностью решена в дошкольном возрасте.
Основная цель при этом состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки родного языка, уметь пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь.
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание звуковой культуры речи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух. Речевой слух - это умение различать, слышать фонологические средства языка. Немалое значение здесь имеют такие характеристики речи, как ритм, темп, дыхание, голос, интонированная выразительность.
Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи включает :
- формирование правильного звукопроизношения
- развитие речевого и фонематического слуха
- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата
- речевого дыхания
- голосового аппарата
- выработку нормального темпа и ритма речи
- развитие интонационной выразительности речи
Работа по формированию правильного звукопроизношения (уточнению) – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка. Эта сторона звуковой культуры речи является основной.
При формировании звукопроизношения (так же как и при исправлении) работа состоит из трех этапов: подготовительного, этапа появления звука и этапа усвоения звука в речи.
На подготовительном этапе воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков (рассказ о звуке, включенный в «Сказку веселого язычка»)
На этапе появления звука воспитатель использует способность ребенка к подражанию (подбирает звуковые образы, звукоподражания, соответствующие данному звуку, закрепляет произношение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят. (з-песня комара,ж- жука, л-самолета, р-мотора, с-водички)
На этапе усвоения звука – звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях.
Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения, специфичных для каждой возрастной группы, проводится работа по всем разделам произносительной стороны речи.
Развитию речевого дыхания способствуют:
- упражнения на длительное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука) Например: «Надуем шарик», «Кто дольше пропоет», «Дятел» Д-Д-Д, «Корова» МУ-МУ, «Осы» З-З-З)
- упражнения на выработку силы, плавности, направленности и продолжительности выдоха. Например: «Пускание мыльных пузырей», «Задуй свечку», «Живые зверушки», «Ветерок», «Ветерок дует вдоль дорожки», «Снегопад», «Не урони», «Волшебный колпачок».
Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков. Игры: «Громко-тихо», «Повтори как я»
Работа по развитию подвижности речевого аппарата реализуется на подготовительном этапе во время уточнения звукопроизношения, проведения артикуляционной гимнастики.
Работа над темпом и ритмом речи, интонационной выразительности реализуется в процессе заучивания и проговаривания чистоговорок, скороговорок, потешек, стихотворений, рассказов.
Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков.
Последовательность отработки звуков взаимосвязана с закономерностью появления их у ребенка.
Отработку звуков начинают с гласных звуков - А,У,О,И,Э,Ы. Обычно эти звуки не нарушаются, но артикуляция их не всегда бывает точной. Отрабатывая гласные звук, готовим четкую артикуляцию согласных. Далее отрабатываются те звуки, которые появляются в речи детей раньше и наиболее просты по месту и способу образования – губно-губные М,Б,П; зубно-губные – В,Ф; переднеязычные – Т,Д,Н; заднеязычные – К,Г,Х. следующими берутся звуки, которые наиболее часто нарушаются у дошкольников – С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь.
Одновременно с обучением детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков отрабатывается и дикция. Например; произношение звука А с открытым ртом.
В соответствии с этим во 2-й младшей группе отрабатываются звуки – А,И,О,У,Э,Ы,М,Б,П,В,Ф. Развивается умение правильно длительно произносить изолированный звук, четко выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.
В средней группе – Т,Д,Н,К,Г,Х,С,Сь,З,Зь,Ц. Отработка чистоговорок, стихов с этими звуками.
Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей старшего возраста и подготовительной к школе группы значительно усложняется. Их можно сформулировать следующим образом:
1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.
2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах : звук-слог-слово-предложение-текст.
3. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
4. Обучение звуковому анализу. Выделение звука в словах, определение позиции звука в слове.
5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: с одним двумя, тремя слогами, определение количества слогов.
Приемы работы по формированию звукопроизношения :
1. Сочетание хорового повторения с индивидуальным
2. Д/и типа «Заводные игрушки», «Волшебный кубик»
3. Исполнение длинных и коротких песенок, с различной силой голоса и тональностью
4. Использование звукоподражаний (д/у «Чей это голос?», «Кто как кричит?»
5. Использование звуковых образов («Сказка веселого язычка»)
Для закрепления звука в словах и фразовой речи используются :
1. Проговаривание шуток-чистоговорок (цы-цы-цы - мы едим огурцы)
2. Показ игр-инсценировок (подбор речевого материала согласно возрасту)
3. Проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков программных произведений с данным звуком
4. Д/и типа «Узнай и назови» (В мешочке игрушки или картинки с изучаемым звуком)
5. Д/ и с заданиями типа: узнай знакомый звук стихах, загадках; повтори слово так, чтобы был слышен нужный звук; найди картинку или предмет, в названии которого есть тот или иной звук.
Таким образом, четко построенная и систематическая работа по формированию звуковой культуры речи помогает решить следующие задачи:
- Добиться четкого произношения всех звуков родного языка
- Выработать четкую дикцию и выразительную речь
- Способствовать развитию фонематического слуха
- Способствовать быстрейшему и лучшему развитию навыков звукового анализа и синтеза.