Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи»

Елена Шолохова
Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача и она должна быть полностью решена в дошкольном возрасте.

Основная цель при этом состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки родного языка, уметь пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь.

Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание звуковой культуры речи“» размещена в разделах

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух. Речевой слух - это умение различать, слышать фонологические средства языка. Немалое значение здесь имеют такие характеристики речи, как ритм, темп, дыхание, голос, интонированная выразительность.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи включает :

- формирование правильного звукопроизношения

- развитие речевого и фонематического слуха

- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

- речевого дыхания

- голосового аппарата

- выработку нормального темпа и ритма речи

- развитие интонационной выразительности речи

Работа по формированию правильного звукопроизношения (уточнению) – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка. Эта сторона звуковой культуры речи является основной.

При формировании звукопроизношения (так же как и при исправлении) работа состоит из трех этапов: подготовительного, этапа появления звука и этапа усвоения звука в речи.

На подготовительном этапе воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков (рассказ о звуке, включенный в «Сказку веселого язычка»)

На этапе появления звука воспитатель использует способность ребенка к подражанию (подбирает звуковые образы, звукоподражания, соответствующие данному звуку, закрепляет произношение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят. (з-песня комара,ж- жука, л-самолета, р-мотора, с-водички)

На этапе усвоения звука – звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях.

Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения, специфичных для каждой возрастной группы, проводится работа по всем разделам произносительной стороны речи.

Развитию речевого дыхания способствуют:

- упражнения на длительное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука) Например: «Надуем шарик», «Кто дольше пропоет», «Дятел» Д-Д-Д, «Корова» МУ-МУ, «Осы» З-З-З)

- упражнения на выработку силы, плавности, направленности и продолжительности выдоха. Например: «Пускание мыльных пузырей», «Задуй свечку», «Живые зверушки», «Ветерок», «Ветерок дует вдоль дорожки», «Снегопад», «Не урони», «Волшебный колпачок».

Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков. Игры: «Громко-тихо», «Повтори как я»

Работа по развитию подвижности речевого аппарата реализуется на подготовительном этапе во время уточнения звукопроизношения, проведения артикуляционной гимнастики.

Работа над темпом и ритмом речи, интонационной выразительности реализуется в процессе заучивания и проговаривания чистоговорок, скороговорок, потешек, стихотворений, рассказов.

Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков.

Последовательность отработки звуков взаимосвязана с закономерностью появления их у ребенка.

Отработку звуков начинают с гласных звуков - А,У,О,И,Э,Ы. Обычно эти звуки не нарушаются, но артикуляция их не всегда бывает точной. Отрабатывая гласные звук, готовим четкую артикуляцию согласных. Далее отрабатываются те звуки, которые появляются в речи детей раньше и наиболее просты по месту и способу образования – губно-губные М,Б,П; зубно-губные – В,Ф; переднеязычные – Т,Д,Н; заднеязычные – К,Г,Х. следующими берутся звуки, которые наиболее часто нарушаются у дошкольников – С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь.

Одновременно с обучением детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков отрабатывается и дикция. Например; произношение звука А с открытым ртом.

В соответствии с этим во 2-й младшей группе отрабатываются звуки – А,И,О,У,Э,Ы,М,Б,П,В,Ф. Развивается умение правильно длительно произносить изолированный звук, четко выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.

В средней группе – Т,Д,Н,К,Г,Х,С,Сь,З,Зь,Ц. Отработка чистоговорок, стихов с этими звуками.

Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей старшего возраста и подготовительной к школе группы значительно усложняется. Их можно сформулировать следующим образом:

1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.

2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах : звук-слог-слово-предложение-текст.

3. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

4. Обучение звуковому анализу. Выделение звука в словах, определение позиции звука в слове.

5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: с одним двумя, тремя слогами, определение количества слогов.

Приемы работы по формированию звукопроизношения :

1. Сочетание хорового повторения с индивидуальным

2. Д/и типа «Заводные игрушки», «Волшебный кубик»

3. Исполнение длинных и коротких песенок, с различной силой голоса и тональностью

4. Использование звукоподражаний (д/у «Чей это голос?», «Кто как кричит?»

5. Использование звуковых образов («Сказка веселого язычка»)

Для закрепления звука в словах и фразовой речи используются :

1. Проговаривание шуток-чистоговорок (цы-цы-цы - мы едим огурцы)

2. Показ игр-инсценировок (подбор речевого материала согласно возрасту)

3. Проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков программных произведений с данным звуком

4. Д/и типа «Узнай и назови» (В мешочке игрушки или картинки с изучаемым звуком)

5. Д/ и с заданиями типа: узнай знакомый звук стихах, загадках; повтори слово так, чтобы был слышен нужный звук; найди картинку или предмет, в названии которого есть тот или иной звук.

Таким образом, четко построенная и систематическая работа по формированию звуковой культуры речи помогает решить следующие задачи:

- Добиться четкого произношения всех звуков родного языка

- Выработать четкую дикцию и выразительную речь

- Способствовать развитию фонематического слуха

- Способствовать быстрейшему и лучшему развитию навыков звукового анализа и синтеза.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию звуковой культуры речиДидактические игры по формированию звуковой культуры речи Дидактические игры по формированию звуковой культуры речи Закрепляем гласные звуки в играх Дидактические игры в логопедической работе.

Формирование звуковой культуры речи дошкольников Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует».

Формирование звуковой культуры речи по средствам игры. Формирование звуковой культуры речи по средствам игры. «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…».

Консультация для родителей и педагогов «Развитие связной речи как основы культуры общения» Язык народа – лучший, никогда Неувядающий и вечно вновь Распускающийся цвет всей его духовной жизни. К. Д. Ушинский. Известно, что дошкольный.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей у детей первой младшей группы» Консультация для родителей. Воспитание звуковой культуры речи у детей у детей первой младшей группы. Иногда умственно психически нормально.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста» Звуковая культура речи.

Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения» Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Развитие звуковой культуры речи У младшего дошкольника должно быть отработано четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением наиболее трудных шипящих (ж,.

Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений Вся история развития человечества доказывает, что движения руки.

Занятие по формированию звуковой культуры речи «Звук [з]» Тема: Звуковая культура речи: звук [з]. Цель: автоматизируем звук [з] изолировано, в слогах и словах; учимся произносить звук [з] твёрдо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи»
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 23:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шолохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД