Галина Рязанцева
Консультация для воспитателей логопедических групп «Введение поставленных звуков в самостоятельную речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение поставленных звуков в самостоятельную речь
Как быстро ребёнок начнёт пользоваться новыми звуками, зависит от многих факторов: это и его индивидуальные физиологические особенности, состояние его соматического и неврологического здоровья, частота, и регулярность занятий с логопедом, и, конечно, заинтересованность, вовлечённость в процесс коррекции всех окружающих взрослых. Первые заинтересованные лица — это родители, но в будние дни ребёнок большую часть времени проводит в детском саду, и тут его главные помощники — воспитатели.
Публикация «Консультация для воспитателей логопедических групп „Введение поставленных звуков в самостоятельную речь“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Как же помочь ребёнку легко и бегло начать использовать в обиходной речи новые и такие непривычные звуки? Есть два основных направления — это тотальный контроль произношения (не обойтись без настойчивости и твёрдости). И автоматизация, закрепление поставленных звуков в различных игровых ситуациях, играх, знакомых нам по занятиям по развитию речи. Единственным требованием в этом случае является подбор картинного и речевого материала таким образом, чтобы отрабатываемый звук занимал лидирующую позицию. Здесь на помощь придут альбомы по автоматизации на все группы звуков (свистящие, шипящие и т. д.). (Комарова, Ларина, Резниченко, Лебедева, а так же логопедические лото. Их использование сделает досуг детей не только полезным в плане автоматизации звуков, но и развивающим, интересным.
Работа по формированию лексико-грамматического строя, развитию фонематического слуха, основ фонематического анализа и синтеза — присутствует, но произносительный навык отрабатывается в любом упражнении, любой игре, так подобран картинный материал.
Дидактические приё мы: «найди ошибку (из трёх слов, в одном произнести автоматизируемый звук неверно, ребёнок исправляет, «чего не стало?», «что появилось?», «сфотографируй глазками?» (запоминает и проговаривает верно названия пяти-шести картинок, «хлопушки», «жадина» и т. д. — станут быстрой игрой в любой ситуации.
Конечно, работа по заучиванию чистоговорок, стихов, содержащих закрепляемые в речи звуки. Здесь предоставляются широкие возможности для работы над мелодико-интонационной стороной высказывания. («тихо, громко», «высоким или низким голосом», «представь, что ты медведь», «представь, что у тебя грустное, весёлое, сердитое настроение»).
Ниже приведён речевой материал, используемый для автоматизации в обиходной речи шипящих и соноров, возможно он будет вам полезен. Главное же, что всегда работает — ваш неподдельный интерес и искренняя заинтересованность в результатах, ребёнок должен быть всегда уверен в вашей поддержке. И не жалейте похвал. Ведь дети, как и боги, любят бывать там, где их хвалят. Так пусть рядом с нами малышам всегда будет комфортно, интересно и весело!
Речевой материал, используемый для автоматизации в обиходной речи шипящих и соноров.
Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ)
Шапка, да шубка—вот и наш Мишутка.
Маша сшила для мартышки шубу, шапку и штанишки.
Жук упал и встать не может, ждёт он—кто ему поможет.
У кукушки — кукушонок,
У лягушки—лягушонок.
А у Саши и у Лушки—
От солнышка веснушки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Бегом Андрюшка бежит за лягушкой
Прыжком лягушка ушла от Андрюшки.
Мыши жадные шуршали,
Шоколад в шкафу жевали.
А потом всю ночь чихали,
Нашей кошке спать мешали.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Шесть мышей несли сорок грошей.
Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук шесть.
И спешат, спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Слишком много ножек у сороконожек.
Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука смотрела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.
Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Л, ЛЬ
Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке кот лежал,
Мальчик деревце сажал,
Время медленно текло,
Было тихо и тепло.
Белая болонка пила у колонки,
Пила у колонки белая болонка.
На полу голодный кот
Ел холодный эскалоп.
Веник пол подметал,
Веник очень устал.
Он забрался под стул,
Он зевнул и уснул.
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал.
Сел осёл на валун
И зевал, и зевал.
И случайно осёл
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, зевнул
И спокойно уснул.
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу.
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог.
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек откусил.
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту съел.
Когда же гости подошли,
То даже крошек не нашли.
Улитка Алина в лесу обитала,
Алине дела в лесу не хватало,
Плясала, гуляла, пила и ела,
Делала сальто и весело пела.
Звуки Р, Рь
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
У Егора огород,
Там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры,
Там на грядках помидоры.
Робкая сорока и рослая вороны
Прогнали из гороха хромого носорога.
Краску красную беру,
Крашу розы поутру.
Завтра буду синей
Красить георгины.
Три сороки-таратоки тараторили на горке.
Гриша грыз коржик.
Орешки грыз Жоржик.
А Гарик — сухарик.
Вёз корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
На подносе тарелку
Мне Валерка принёс.