Татьяна Гаврилова
Консультация «Функциональные обязанности учителя-логопеда в ДОУ в работе по коррекции отклонений в развитии воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
для воспитателей компенсирующих и комбинированных групп дошкольных учреждений
«Функциональные обязанности учителя-логопеда в ДОУ в работе по коррекции отклонений в развитии воспитанников»
Согласно ФГОС, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе учителя- логопеда в ДОУ отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, логопед формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает образовательный процесс в целом.
Публикация «Консультация „Функциональные обязанности учителя-логопеда в ДОУ в работе по коррекции отклонений в развитии воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:
• профилактику речевых дефектов;
• мониторинг детей, диагностику проблем с речью;
• коррекцию речевых нарушений;
• формирование всех компонентов детской речи;
• развитие невербальных психических функций;
• развитие эмоционально-волевой сферы;
• формирование нравственных установок.
Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.
ФГОС рассматривает работу логопеда с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:
• придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
• обеспечивать условия для прочного усвоения знаний;
• стремиться повышать мотивацию и интерес детей к учебе;
• обеспечивать условия для личностного и общекультурного развития детей в процессе обучения универсальным учебным действиям.
Функции учителя-логопеда :
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Коррекция звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Устранение недостатков слоговой структуры слова.
Формирование послогового чтения.
Отработка новых лексико-грамматических категорий.
Обучение связной речи.
Предупреждение нарушений письма и чтения.
Развитие психических функций.
Учитель-логопед тесно взаимодействует с воспитателями. Поэтому следует разделить функции логопеда и воспитателя.
Функции воспитателя :
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
• логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
• воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.