Тишкова Татьяна
Консультация для воспитателей «Как кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себе детьми?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как кукольный театр помогает в работе
с неуверенными в себе детьми?»
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа воспитателя
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Куклы могут все или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Но очень часто мы наблюдаем случаи отказа детей от участия в общей игре. Спрашиваем у ребят, почему не принимают участие в общей игре? Они мотивируют отказ тем, что им не интересно. Однако из опыта работы мы знаем, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности. Как привлечь таких ребятишек к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками и взрослыми?
Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Надо вовремя помочь малышу справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых – всё это, как снежная лавина обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушными, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. Кукла для неуверенных в себе ребятишках – это ширма или тантамарески, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации, выступая перед зрителями. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.
В детском саду для развития театрализованной деятельности в каждой группе желательно оборудовать театральную зону, уголок сказок, также «уголок уединения», где ребенок может отрепетировать какую-либо роль перед зеркалом или посмотреть иллюстрации в книгах сказок. В театральной зоне нужно разместить также различные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный, настольный, тантамарески, ширмы и другие.
Представим такую ситуацию: в средней группе решили поставить сказку «Колобок», используя для этого деревянные ложки. Родители помогли превратить ложки в персонажей сказки. Игрушки получились легкими, удобными в управлении, а самое главное – они предвосхищали знакомство детей с театром, являясь как бы его упрощенным вариантом.
Маленьким театр понравился. Ребята стали просить научить их управлять игрушками. Взрослые внесли ширму, объяснили, как надо держать куклу, как двигать ею по краю ширмы. Управлять пробовали все дети, кроме Леры, которая с интересом следила за всем происходящим, однако подойти не решалась. Было видно, что ей очень хочется взять куклу в руки, но мешает робость, неуверенность в себе. Так продолжалось несколько занятий. Встал вопрос, как помочь девочке? На следующем занятии попросили Леру принести «актеров» и раздать детям. Лера просьбу выполнила, а после спектакля сама собрала игрушки и вернула их на место. И потом каждый раз, видя, что дети собираются на музыкальные занятия, бережно несла их в зал и раздавала. И хотя девочка так и не вышла с куклой к ширме, она почувствовала себя участницей спектакля, выбрала роль, которую могла сыграть – роль организатора. Но прошло время, дети репетировали сказку «Колобок» и Лера смогла побороть свою робость. Девочка сама подошла к куклам и выбрала зайчика. Вначале несмело, затем все более уверенно исполняла выбранную роль. Буквально через два-три занятия трудно было поверить, что когда-то она не подходила к ширме. Участие в кукольных спектаклях помогло Лере побороть в себе страх, неуверенность, воспитать волю и характер. У неё появились черты лидера.
Вот ещё один пример: долгое время Саша отказывался участвовать в кукольных спектаклях, хотя всегда внимательно следил за происходящим на сцене. Было видно, что этот вид деятельности заинтересовал мальчика, но робость, неуверенность в своих силах мешает ему принять участие в игре. Тогда взрослые предложили детям построить из кубиков паровоз и попросили машиниста поезда, которым будет Саша привести на нём «артистов» кукольного театра. Миша согласился, куклы заняли места, поезд отправился в путь. Дети радостно встречали «артистов», показывали им театр (ширму, декорации к спектаклю, затем все вместе ушли за ширму. Саша робко стоял рядом с куклой в руках. Все с нетерпением ждали, что мальчик будет делать. И он несмело последовал за остальными. Хотя говорил он за своего кукольного героя очень тихо, все понимали, что лёд тронулся, дальше будет проще. И действительно, с каждым занятием парень становился все более уверенным в своих силах. Саша уже не отказывался участвовать в общей игре, он накопил определенный опыт, у него появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребенка, нужно стремиться к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.