Елена Милушова
Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к фланелеграфу у нас, педагогов, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть интересно использован как развлечение, а также на занятиях. Также, фланелеграф можно использовать в свободной деятельности детей. Фланелеграф – оригинальная форма иллюстрированного рассказа. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Сначала нужно сделать доску фланелеграфа. Для этого на прямоугольную доску из фанеры, тонкого теса или толстого картона натягивают однотонную фланель или байку ворсом наружу, закрепляя ее края на обратной стороне доски. Положение доски должно быть устойчивым.
Публикация «Консультация для воспитателей „Театр на фланелеграфе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Фланелеграф, ковролинограф
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Картинки на фланели и декорации – плоские; они не падают, послушно ложатся на цветной фон доски, легко и быстро образуют новую, большую и яркую картину. Рисунки с мелкими деталями лучше вырезывать, оставляя бумажные белые поля, которые потом можно затушевать под цвет фланелеграфа. Это позволит дольше использовать картинки без утраты мелких деталей или их поломки.
Перед тем, как вырезывать картинки, их наклеивают на фланель ворсом наружу и обязательно просушивают под прессом. Когда картинки просохнут, их вырезают и опять кладут под пресс, чтобы они не покоробились.
Начинать работу с фланелеграфом нужно с выбора литературного произведения. Для фланелеграфа лучше выбирать такие произведения, где персонажи в основном статичны. Они могут разговаривать, сидеть или стоять, приходить и уходить (когда картинки прикладываются к доске и убираются) .
Наибольший эффект показа на фланелеграфе достигается тогда, когда из подготовленных картинок составляется новая композиция. При этом нужны некоторые правила. Например, нельзя располагать персонажи лицом к краю доски фланелеграфа : перед ними всегда должно быть какое-то пространство. Нежелательно так же размещать картинки на одной половине доски, необходимо соблюдать равномерность их распределения по полю фланелеграфа. Надо следить затем, чтобы картинки находились не слишком высоко или низко и были соразмерны с доской фланелеграфа и т. д. Словом составление композиции – процесс творческий, и вы, воспитатели, конечно, должны всегда это иметь в виду.
На доске фланелеграфа можно изобразить лес и луг с цветами и бабочками, реку и море с лодками и пароходами, улицу города с транспортом и пешеходами, сказочное царство Кощея, космос со спутниками и космическими кораблями…
Естественно, что большое значение в этом показе имеет текст и его исполнение. Воспитатель произносит его и за автора, и за действующих лиц, а это требует подготовки и определенного мастерства. Рассказ нужно вести, не спеша, давая детям возможность понять содержание, рассмотреть картинки и оценить возникающие композиции на доске. Иногда можно читать отдельные эпизоды без показа картинок, но при этом нужно всегда помнить, что смысл зрелища теряется, если оно не делает литературное произведение более интересным, ярким и содержательным.
Важным моментом в подготовке фланелеграфа является подбор картинок. Их можно брать из любых книг: для этого выбранные картинки перерисовывают и раскрашивают. При этом нужно помнить, что рисунки должны быть выразительны, красочны и стилистически едины, т. е. исполнены в одной манере. Поэтому хорошо, когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, а не собираются из разных книг. Это помогает выдержать масштаб картинок, их колористическое и стилистическое единство.
Кстати, масштаб на фланелеграфе – вещь условная. Дом или дерево могут быть меньше фигуры человека, особенно если надо показать, что они расположены вдали. Масштаб надо соблюдать лишь в отношении персонажей, действующих одновременно. Если, например, разговаривают лиса и медведь, то последний должен быть больше, но не намного. Иногда картинки в книгах изображают какой-нибудь предмет не полностью: часть дома или дерево без верхушки. Такие картинки можно использовать в том случае, если их располагать на доске фланелеграфа так, чтобы рамка обрезала недостающую часть, как край страницы в книге. Если же такой нужно разместить в середине доски, то недостающую часть следует дорисовать.
Интересной формой изготовления фланелеграфа являются детские рисунки. Для этого на занятиях детям дается задание нарисовать какой-нибудь предмет или сценку из прочитанной книги. Лучшие рисунки отбираются и используются для показа на фланелеграфе.
Тщательно подготовив все необходимое для показа той или иной сценки, вы можете сначала попрактиковаться в показе. Это позволит вам определить время, необходимое для показа, определить расположение картинок на доске фланелеграфа. При этом желательно учесть и возможные реакции детей, вопросы, чтобы быть готовым для дополнительных разъяснений.
Перед показом фланелеграфа картинки раскладывают на столе в порядке их появления, лицевой стороной вниз, и нумеруют. Воспитатель стоит или сидит так, чтобы не загораживать доску и свет.
При показе сценок на фланелеграфе надо сделать все возможное, чтобы они были художественными и максимально способствовали эстетическому воспитанию.