Наталья Тарасова
Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ»
«Здоровье детей – здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здоровеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» дискуссионное. Родоначальником этого понятия стал Н. К. Смирнов. Он дал следующее определение: «Это совокупность форм и приёмов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога».
Целью применения здоровьесберегающих технологий является обеспечение условий физического, психического и социального комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, их продуктивной познавательной и практической деятельности, основанной на культуре здорового образа жизни личности.
Выделяют следующие задачи:
• Образовательные – формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, повышение функциональных возможностей ребёнка.
• Воспитательные – формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности.
• Оздоровительные – укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение, с помощью средств физической культуры, умственной работоспособности.
• Прикладные – обучение умениям, навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений ЗУНов необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время игр, занятий спортом, в природе, в быту.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :
- от типа дошкольного учреждения,
- от продолжительности пребывания в нём детей,
- от программы, по которой работают педагоги,
- конкретных условий ДОУ,
- профессиональной компетентности педагога,
- показателей здоровья детей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
• Медико-профилактические;
• Физкультурно-оздоровительные;
• Обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
• Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
• Образовательные;
• Обучения здоровому образу жизни;
• Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды;
• Валеологического просвещения родителей;
• Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
- технологии профилактики заболеваний,
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
- коррекция возникающих функциональных отклонений,
- отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III - V группу здоровья,
- реабилитация соматического состояния здоровья,
- противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты,
- санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание, КГН; беседы по валеологии; спортивные праздники, развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки-походы, дыхательная гимнастика и др.
Обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка. Направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – направлены на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технологии использования подвижных и спортивных игр, гимнастика для глаз, дыхательная, ритмопластика, динамические паузы, релаксация).
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
• Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
• Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др. ;
• Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
• Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.
Образовательные технологии – воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения.
Обучения здоровому образу жизни – технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, ароматерапия, психогимнастики и др.)
Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств. Используемых для достижения педагогических целей.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности (всех членов семьи).
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :
• Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе (работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
• Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
• Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами, спортсменами города и др.);
• Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Необходимо создавать условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносить необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку. В таком случае будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Результатами внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются :
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.