Николаева Людмила
Консультация для воспитателей «Использование эффективных методов речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Использование эффективных методов работы по речевому развитию детей»
Воспитатель : Николаева Л. Н.
Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Поэтому наше общество и государство проявляют большую заботу о развитии речи детей с самого раннего детства. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду взрослого с детьми, и детей друг с другом как на непосредственно-организованной деятельности, так и вне предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом развитии каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет овладение родным языком.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование эффективных методов речевого развития детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, связной речи в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, определяемыми для каждого возрастного этапа.
Основные задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и с каждым годом на возрастном этапе постепенно усложняются и при этом меняются методы обучения.
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности:
в непосредственно образовательной деятельности;
в игровой и художественной деятельности;
в повседневной жизни;
в проведении режимных моментов.
Режимные моменты благоприятны для организации речевого общения :
Одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание, наблюдения, дежурства. Все эти моменты, связаны с какими - то объектами и при этом можно организовать разговор с детьми, у детей формируются определенные знания и представления, активизируется речь детей. Например, когда дети одеваются на прогулку, воспитателю можно рассказать обо всем, что они надевают, обувают (сначала одевают колготки, они разные, у Маши синие, у Саши черные и т. д). У Даши сапоги с замком, а у Васи ботинки со шнурками и т. д. С детьми можно говорить обо всем, что надевают, снимают, какого цвета одежда, из какого материала, поиграть в игры «Что лишнее», «Придумай слово с заданным словом» и т. д.
Во время умывания можно беседовать о том, что дети моют, чем, какая вода, какое мыло и т. д.
Во всех ситуациях необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого ребенка и в соответствии с ними задавать вопросы, очень важно пользоваться словесными поощрениями, так как положительные примеры содействуют активизации речи у детей.
Большое значение в речевом развитии детей имеют место игровые методы : сюжетно – ролевые игры, творческие игры, дидактические игры и упражнения, игры драматизации, которые можно проводить как на непосредственно организованной деятельности, так и вне. Игры положительно влияют не только на психическое развитие, но и оказывают воздействие на становление речи. Во время игры у детей совершенствуется : разговорная речь, происходит обогащение словаря, развивается слуховое внимание и зрительное, развитие речевого слуха, развитие фонематического слуха, формируется звукопроизношение, грамматический строй речи. Игры имеют и познавательное значение: расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия, развивают память, наблюдательность, сообразительность, поисковую деятельность. В ходе игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует общему речевому развитию.
Следующий метод, который широко используется в речевом развитии детей, принадлежит беседе по картине. Рассматривание картин как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой. Используются разные виды работы с картиной или картинками: рассматривание, беседы, составление рассказов, происходит поиск закономерностей и противоположностей (что, похоже, разное, лишнее). Все это способствует:
1. Развитию памяти и внимания
2. Совершенствованию словесно-логического мышления
3. Развитию понимания смысла и содержания картин
4. Формированию объяснительной и доказательной речи.
У детей формируется умение слушать собеседника, высказываться, развивается диалогическая речь, умение делать логические выводы, выделять главные и второстепенные признаки предмета, описывать его.
Целесообразно использовать в работе с детьми скороговорки и пословицы, они дают возможность совершенствовать произношение всех звуков речи, расширять словарный запас слов, помогут усвоить их смысл, ввести в активный словарь.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы, опорные карты схемы. Они помогают решить следующие задачи: развитие основных психических процессов (память, внимание, образное мышление). Преобразование из симвлолв в образы обеспечивают эффективное запоминание, развитие связной речи, методика Ткаченко, Гурьева.
Следующий метод работы с детьми по речевому развитию, это использование загадок. С помощью загадок активизируется мышление и речь детей, они помогают увидеть вторичное значение слов, например: идти – передвигаться, льет (дождь) – идет и т. д. Загадки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сочетаемость.
Все выше перечисленные методы имеют функции : обучающие, мотивационные, развивающие, воспитательные, организационные. При использовании их в работе, они эффективно влияют на речевое развитие детей.