Светлана Колыбельникова
Семинар — практикум: «Использование разнообразных форм и методов работы с детьми по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование разнообразных форм и методов работы с детьми по развитию речи»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
формирование знаний в использовании разнообразных форм и методов работы с детьми по развитию речи;
Публикация «Семинар — практикум: „Использование разнообразных форм и методов работы с детьми по развитию речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.
Участники: воспитатели, старший воспитатель, учитель - логопед.
План семинара :
1. Введение. Актуальность вопроса.
2. Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики.
3. Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей
4. Развитие фонематической функции речи. Правильное произношение.
5. Занятие по развитию речи
6. Игротека
7. Итог семинара.
1. Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
речевой слух,
речевое внимание,
речевое дыхание,
голосовой и речевой аппарат.
2. Артикуляционная гимнастика.
Вопрос к воспитателям: Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?
- это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.
Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например : как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
3. Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук. умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями
пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Разучивание комплексов пальчиковой гимнастики.
Каждая группа получает задание. (комплексы пальчиковой гимнастики)
4. Развитие фонематической функции речи. Правильное произношение.
1. Выступление учителя-логопеда.
Акцентируется внимание педагогов на составляющие фонематической функции — фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, дифференциацию звуков, фонематические представления.
2. Разучивание физминутки.
1)И. п. — встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [б], хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр).
2)И. п. — основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперед, со звуком [с] наклон назад (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса).
3)Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком [м] в середине или конце слова.
Логопед. Произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.
5. Занятие по развитию речи.
1. Групповая работа.
Выполнение заданий: «Выбор скороговорок» (5 мин,
1) Необходимо отобрать скороговорки:
1-й группе педагогов для разучивания в средней группе:
Тортилла тортами не торгует.
Опятки не на пятке.
Болтун болтает, а нытик ноет.
Метатель метал молот, а Митя — молоток.
2-й группе педагогов для разучивания в старшей группе, где
многие дети заменяют [с] на [ш], [ш] на [с].
Саша шла по шоссе и сосала сушку.
Слоны умны.
Слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
Сорок сорок воровали горох.
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали ворон.
3-й группе педагогов для разучивания в подготовительной
группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.
Женя не «вагоноуважаемый»
И не «вагоноуважатый»,
А уважаемый вагоновожатый.
Жанна обожает мороженое и пирожные, а Олежек обожает
Жанну.
Я гляжу на бережок — не лежит ли пирожок?
Игротека.
Внутри каждой группы воспитатели делятся на три подгруппы. Каждая из них идет к месту проведения игры, указанной на жетоне. На месте консультанты разучивают с вновь сформированными группами свою игру, после чего каждая подгруппа возвращается за свой стол, где происходит обмен информацией.
1. Игра с мячом «Съедобное — несъедобное».
Дети становятся в шеренгу. Водящий сообщает условия игры: «Съедобны те слова, в которых есть звук [ж] (мяч надо ловить, остальные слова несъедобны (мяч ловить нельзя)».
Водящий поочередно бросает мяч каждому игроку, произнося слова: жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипение, кошка, ложечка, ежевика, журчат, шуршат. широкий, живут, мошки.
2. Игра с предметом «Звуковая эстафета».
Команды получают задание: передавая мяч друг другу, называть слово, в котором звук [н] (твердый) стоит в середине слова, например: окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна. кнут, кнопки, сноровка.
3. Дидактическая игра: «Веселый повар»
Цели. Расширение словарного запаса.
Совершенствование грамматического строя речи (правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
Развитие навыков звукового анализа.
Дифференциация (различение) звуков: [Л], [Л'], [Р], [Р'].
Описание игры.
Если игра проводится с целью совершенствования грамматического строя речи, то играющий закрепляет на подносе веселого повара маленькую картинку с изображением фрукта или ягоды, а логопед предлагает ему рассказать, какие варенье, сок, компот приготовил повар из этого фрукта или ягоды, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой начинкой он испек. Предметы, расположенные вокруг повара, станут для детей своеобразной подсказкой. Дети ответят:
Веселый повар приготовил из яблок яблочное варенье, яблочный сок, испек ватрушку с яблочной начинкой, плюшки с яблочным повидлом, сварил яблочный компот. И т. п.
Если игра проводится с целью дифференциации сонорных звуков, то из
нее исключается картинка с изображением вишни и сначала отрабатываются
словосочетания:
Грушевое варенье, грушевый сок, ватрушка с грушевой начинкой,
плюшки с грушевым повидлом, грушевый компот и т. и. И только потом
с этими словосочетаниями составляются предложения.
7. Подведение итогов: мониторинг по группам.