Елена Матвеева
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов в НОД»
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми является развитие речи, поддержание интереса к общению и создание условий в развивающей среде, которые будят желание посмотреть, послушать и проявить свое «Я» Познавательная речевая активность детей третьего года жизни развивается на НОД по развитию речи. Главная задача - накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Для развития речи на третьем году жизни применяются разные методические приемы : требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается - будем учиться, а предлагается поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у детей интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный и эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность образовательной деятельности. В играх - потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной с взрослым игры. Богатые возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно детям, их легко заучивают и охотно воспроизводят дети. Они затихают, улыбаются, играют в ладушки, притопывают и приплясывают, двигаются в такт произносимому тексту, просят повторить текст. В свою очередь это способствует зарождению интереса и любви к художественному слову.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование игровых приемов в НОД“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Особенно радуют ребенка «подарки» : если взрослый, читая текст, называет его имя. Этот игровой прием может использоваться в сочетании с наглядностью. Например, Маша (кукла) дает свою алую шубку кому- либо из девочек, и взрослый вместе с детьми читают: «Наша Даша (Юля, Полина) маленька». В чтении прибаутки «Кисонька-мурысенька» передаются не только интонации вопросов и ответов, но и выразительность шутливой беседы с кошкой. Чтение в лицах - игровой прием; это первая в жизни ребенка драматизация, построенная на диалоге. Использование дополнительного наглядного материала создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Например, к детям приходит еще один игрушечный кот с просьбой и про него прочесть стихотворение «Как у нашего кота» или же приходит Зайка, который тоже «до ниточки промок». Читая в первый раз потешку «Заинька, походи…» взрослый манипулирует зайцем - игрушкой. А затем дети водят хоровод. В центре хоровода- ребенок в шапочке зайчика. Взрослый читает потешку, а заинька «ходит», «топает ножкой».
Вставляя в текст имя ребенка, сопровождая чтение показом игровых действий, описанных в потешке «Водичка, водичка, умой Тане (Глебу) личико», «Самому ли съесть или Никите (Кате) снесть», «Киска, киска брысь» взрослый адресует потешку определенному ребенку, способствуя быстрому запоминанию текста. Легкий игровой ритм и лукавая интонация, подвижность в стихотворении А. Бродского «Солнечные зайчики»- все отвечает характеру самой игры; нелегко угнаться за ускользающими, неуловимыми зайчиками, они как бы играют с детьми в прятки. Игровые приемы применяются при рассказывании сказок, когда взрослый вовлекает самого ребенка в игру. Рассказывание сказок сопровождается показом игрушек-фигурок или плоских фигурок настольного театра, а яркие картинки с изображением сцен из сказок и выполнение имитационных движений, помогают пониманию содержания сказок и их быстрому запоминанию. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важно в становлении речевой и умственной деятельности. По предложению взрослого дети показывают то, о чем говорится в тексте - дуют на горячие калачи и едят их, достают мяч, упавший в воду, пекут оладушки, ловят снежинку на ладошку и сдувают ее. Этот игровой прием способствует развитию у детей речевого общения, фантазии, творческого начала. Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития детей являются игры с пальчиками, так как на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний. Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». В потешке «Этот пальчик-дедушка…» ребенок с удовольствием перебирает пальчики, наделяя именами близких ему людей. Эти игры ярко и эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них осуществляется непосредственный, эмоциональный контакт участников игры. Когда ребенок повторяет вслед за взрослым слова стихотворения и одновременно с помощью движений пальчиков иллюстрирует их, то не только улучшается подвижность пальчиков, но и активизируется мозговая деятельность. Игровые приемы стимулируют инициативные высказывания детей, что очень важно для развития речи. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность детей в речевой самостоятельности.