Лариса Климова
Консультация для воспитателей «Использование музейной педагогики в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование музейной педагогики в ДОУ»
Воспитатель Климова Л. С.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Тюльган
Цель: способствовать развитию у педагогов профессионально-педагогической компетентности в вопросе использования музейной педагогики в детском саду.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование музейной педагогики в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Содержание современного дошкольного образовательного процесса обусловлено его ценностью – развитием личности дошкольника. Приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей включает отношение к природе, рукотворному миру, явлениям общественной жизни, самому себе.
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей - хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний, личностный мир человека. По мнению специалистов, дошкольное детство наиболее сенситивно для первых знакомств с предметным миром музея. Следовательно, необходимы специальные методики и программы, учитывающие психологию ребенка, особенности его восприятия мира музея и общения с ним.
Именно для этого нужна музейная педагогика, которая может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь ребенку стать творческой личностью. Она помогает формировать систему ценностей, в которой главным оказываются человеческие, нематериальные отношения, помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других, включает его в сферу культуры.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждения, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.
Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах XX столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.
Обратимся к определениям сути понятия «музейная педагогика». Одно из них звучит так: музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики, психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Однако на сегодняшний день существует несколько подходов к этому новому педагогическому направлению. Одни утверждают: музейная педагогика – это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, организуемый в условиях музейной среды. Другие усматривают в данном понятии неоправданное сужение возможностей музейно-педагогической деятельности и отводят ему иную роль в образовательном процессе. Под музейной педагогикой в этом случае понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их месторасположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве, например - детском саду.
Основными задачами приобщения ребенка-дошкольника к музейной педагогике являются :
- воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства;
- формирование «образа музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения;
- развитие художественного восприятия, образного мышления, словаря ребенка.
Чтобы все эти задачи выполнить, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо:
- организовать предметно-пространственную среду (мини-музеи, картинные галереи и т. д.);
- подобрать специальные художественно-дидактические пособия (репродукции, слайды, видеоматериалы, игры и т. д.);
- профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому во многих дошкольных учреждениях стали создаваться и использоваться в работе с дошкольниками мини-музеи.
Что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Мини-музеи, созданные в детских садах интерактивные. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. Эта особенность, безусловно, очень привлекает детей, у них появляется интерес, следовательно, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Как создать и использовать мини-музей в детском саду.
Как выбрать тему
Тематика мини-музеев может быть различной. Организуя мини-музей в детском саду, его посвящают определенному предмету, объекту природы или явлению. Воспитатель советуется с родителями дошкольников по вопросу выбора темы.
Цели и задачи мини-музея
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
Где расположить мини-музей
Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, раздевалок, стены у входа в группу и т. п. Главное, чтобы мини-музей обязательно вписывался в интерьер помещения.
Как оформить мини-музей
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном.
Экспонаты могут располагаться на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, стендах, ширмах, столиках разной величины, тумбах, прикрепляться к стенам, располагаться на полу.
Как использовать в работе с детьми и родителями
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
2. Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель сообщает : «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться, о чём (воздух, дерево, вода и т. д.) хотели вам рассказать». Времени на обсуждение даётся совсем немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не даёт наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.
Игры для мини-музея
При создании и использовании мини-музеев следует помнить, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям нужно предоставлять возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить прямо на стендах. Желательно подбирать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить.
В процессе работы с детьми в мини-музее можно отобрать и адаптировать к своим задачам ряд известных игр, а также разработать собственными.
Мини-музеи, созданные в группах, позволят педагогам сделать слово «музей» привычным для детей. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.