Наталья Сергеевна Худокормова
Консультация для воспитателей «Использование моделей в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество предъявляет все более высокие требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников. Дети должны не только владеть определенной информацией, но и анализировать ее, выделять причинно-следственные связи. Это требует создания определенных условий для развития познавательной деятельности. Вопреки суще-ствующему мнению, что заниматься умственным развитием детей долж-ны только педагоги, можно обозначить направления деятельности, поз-воляющей стимулировать интеллектуальные возможности ребенка, не только для специалистов, но и для родителей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование моделей в познавательном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Центральное место в решении данной проблемы занимает органи-зация игровой деятельности дошкольников. Игре принадлежит ведущая роль в формировании психических процессов (мышления, речи, памяти, внимания, восприятия, воображения, предопределяющих уровень ум-ственных развития (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин). Однако поскольку главным условием психи-ческого развития в раннем и дошкольном возрасте является взаимодей-ствие взрослого и ребенка в игровой ситуации, встает вопрос о способах реализации в игре специальных образовательных задач.
Такая игра имеет две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребе-нок, то есть является дидактической. Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов.
Возможность разработать дидактические игры, позволяющие раз-вивать познавательную деятельность детей дошкольного возраста и со-хранять стойкий интерес к предложенной ситуации, позволяет исполь-зование моделирования как учебного действия.
Высокая эффективность применения материальных простран-ственных моделей в качестве средств умственного развития дошкольни-ков, формирования у них обобщенных знаний о различного рода свя-зях и отношениях была экспериментально доказана Л. А. Венгером, Л. Е. Журавлевой, Н. И. Непомнящей, Н. Н. Поддъяковым, Д. Б. Элькониным и др.
Исследования показали, что дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и самостоятельно строить их (Л. А. Венгер и др.). Моделирующий характер игровой и продуктив-ной деятельности позволяет не только опосредованно изучать окружа-ющую действительность, но и развивать умственные способности.
В связи с этим мы предлагаем игры с моделями, содержание кото-рых включает все необходимые условия для интеллектуального разви-тия ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Игры с моделями предполагают построение моделей, конструиро-вание и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевой иг-ре, Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.
Например, игра «Город строителей» позволяет раскрыть творче-ские способности. План города может включать не только архитектуру зданий, но и парков, садов, зон отдыха, пляжей, игровых площадок, дорожных развязок. Реализовать замысел позволяет конструктор. Дети с интересом строят указанное на придуманной плане и рассказывают, как в городе живет выбранная ими кукла или сказочный герой. Такая игра очень продолжительна по времени, и почти всегда требуется пре-рвать ее. Это сложная интеллектуальная деятельности выполняется детьми с большим интересом, что создает условия для саморазвития, самодвижения детского мышления. При построении модели дети ис-пользуют уже имеющиеся знания, а, воплощая свой замысел в процессе сюжетно-ролевой игры, дети часто открывают новые для себя знания и способы умственной деятельности.
Например, дети (можно под руководством взрослого) рисуют и оформляют настольную игру. Разработанная заранее модель показыва-ет, где будет дом путешественников, сколько «шагов» от их дома до ле-са, в котором можно заблудиться; где течет река, по которой на лодке можно спуститься вниз по течению и избежать множество ловушек; где будет засада разбойников, или логово хищного зверя, около которого нельзя останавливаться фишке, а где спрятаны сокровища, которые пу-тешественники должны непременно отыскать. Изготовляя по модели иг-ру, дети строят домики и избушки из конструктора и ставят их на лист-основу игры, рисуют на этом листе реку, наклеивают на него деревья из бумаги, отмечают «шаги», по которым будут идти путешественники по приказу кубика.
Вышесказанное свидетельствует о том, что игры с моделями сти-мулируют познавательную деятельность и являются значимыми для ум-ственного развития детей дошкольного возраста.