Воронова Наталья
Консультация для воспитателей «Использование лего-конструктора в играх с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕГО - конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться».
Созданные ЛЕГО - постройки дети используют в сюжетно - ролевых играх. Например: Два мальчика делали постройки из ЛЕГО. Сначала они сделали поезд, потом – туннель и мост. После этого они начали игру: поезд заезжал в туннель, переезжал через мост и т. д. Но самостоятельно этот вид деятельности может развиться только у старших дошкольников с нормальным психофизическим развитием, при соблюдении определенных условий.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование лего-конструктора в играх с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лего, LEGO. Консультации и рекомендации
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что очень способствует развитию ребенка. Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные, творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще Зеленский В. В. в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца. Объекты, смоделированные из деталей ЛЕГО, могут также быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, в качестве поделок-украшений они делали подарки для мамы к 8-му Марта, военную технику на 23 февраля, игрушки-украшения на ёлку к Новому году и др.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У ребенка появляется возможность создать собственного колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Естественно, что для детей с речевой патологией необходима также квалифицированная помощь специального педагога не только в овладении игрой-театрализацией, но и в создании ЛЕГО - персонажа.
Для этого используются методы показа игрушки (картинки, оказание целенаправленной помощи, беседа. Впоследствии дети с речевой патологией начинают создавать интересные постройки и декорации, вкладывая в них свое отношение. Дети выбирают различные ЛЕГО-элементы для отдельных частей тела героев, подчеркивая тем самым их индивидуальные качества.
Игры - театрализации с созданными ЛЕГО - персонажами очень нравятся детям: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Педагог может использовать ЛЕГО-элементы в дидактических играх и упражнениях для проведения дидактических упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формированию коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек» можно проводить с ЛЕГО. Педагог помещает разнообразные детали в «чудесный мешочек» и просит найти элемент определенной формы. Хорошие результаты дает проведение игры «Запомни и повтори», направленной на коррекцию памяти, мышления и речи детей. Педагог выполняет ЛЕГО - постройку, подробно разбирает с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти ее воспроизводят. В конце проводится анализ результатов. По аналогии можно разработать массу интересных игр и упражнений, в которых будут использоваться яркие красивые детали ЛЕГО. Игра «Красивые башни» : Перед детьми на ковре ЛЕГО - элементы, для каждого ребенка - 8-10 деталей одного цвета. Педагог: «Ребята, вы сегодня будете строить высокие дома. Их можно назвать башнями, но башни будут у всех разного цвета». Педагог разыгрывает между детьми цвета будущих башен. В «чудесный мешочек» заранее помещаются детали разных цветов. Дети быстро достают деталь и называют цвет. Потом педагог просит каждого ребенка построить свою башню соответственного цвета. В конце игры педагог сравнивает, какие красивые башни сделали дети, указывает на ошибки, просит детей их исправить. Если башни не устойчивые, то взрослый объясняет, почему.
Игра «Быстро найди» : Дети сидят около коробки с ЛЕГО и по заданию ЛЕГО-друга быстро находят детали заданного цвета. Например, педагог говорит: «Сейчас мы проведем соревнование «Кто самый первый?» Мальчики, быстро найдите синий кирпичик, а девочки - красный», и т. п. Педагог просит 1-2 детей дать аналогичное задание друг другу. Задание можно усложнить, предложив детям выбрать 2 кирпичика разных цветов правой или левой рукой.
Игра «Чудесный мешочек» : Педагог: «Найдите кирпичики. А теперь скажите, какого они цвета». Достав кирпичики, ребенок указывает, какого они цвета. Из мешочка мы достали яркие и разноцветные детали!
Игра «Найди такую же деталь» : Педагог и дети сидят за столом. Перед каждым поднос с одинаковым количеством формочек. Педагог объясняет, что ЛЕГО-друг сегодня одел очень яркие (туфли, головной убор) и просит: «Назовите, какого они цвета, а теперь найдите такие же детали у себя на подносе». Дети находят и называют. Используется хоровое проговаривание.
Дети очень любят играть! Им нравиться конструировать. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. С помощью конструктора ЛЕГО можно обучение превратить в увлекательную игру - сказку.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение «ЛЕГО»-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе.
Конструктор «ЛЕГО» помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, творчески работая и видя свой конечный результат.