МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории».

Наталья Панафидина
Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории».
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана

«Детский сад комбинированного вида №66»

Консультация для воспитателей

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории».

Панафидина Н. Н.

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №66»

воспитатель

г. Магадан – 2013

Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории“,» размещена в разделах

Основа личности ребенка, его духовно-нравственная мотивация формируется в дошкольном возрасте, это самый сенситивный возраст малыша. До семи лет ребенок является правополушарным существом. За нравственное здоровье и религиозное чувство у человека отвечает именно правое полушарие).

Проблему духовно - нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно - нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

". В эти годы душа ребенка так наивна, так впечатлительна и беспомощна, она как бы плывет в потоке наивной непосредственной доверчивости. В этот период впечатлениям открыта последняя глубина души, она всему доступна и не защищена никакой броней. И в этот момент самое важное – духовно пробудить ребенка и указать перед лицом будущих трудностей и опасностей жизни, что источник силы находится в его собственной душе. Надо, чтобы именно в этом возрасте ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы все значительное и священное в жизни открылось ему" (Ильин И. А.)

Причина необходимости духовно-нравственного воспитания детей связана с проблемой раннего развития способностей у детей дошкольного возраста. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат — эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он — безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становится для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.

Все это ведет к нарушениям системы взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми, с окружающим миром и, как следствие, к опустошению, ожесточению души маленького человека. Вернуть ребенка к полноценной жизни может только погружение в мир культуры, которая неразрывно связана с этическими ценностями христианства. Понятия долга и чести, ответственности за судьбу своего рода и отечества, логично вытекают из учения православной веры.

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскрывает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение).

Конечно, в этом возрасте есть определенная трудность развития и воспитания ребенка : трудно это делать наукообразным, дидактическим способом. Но, зная, что путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них - к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ, можно сформировать нравственную личность уже и в таком малыше. Ведь ни для кого не секрет, что добрая русская народная сказка, меткая пословица или поговорка, одним словом русский фольклор, - это Евангелие от народа.

Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта - всего без чего мы – не полны, не цельные.

Одной из задач детского сада является создание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в традиции.

Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательную роль этих ценностей у дошкольников мы реализуем :

Путем ознакомления с православными праздниками: «Покров», «Рождество», «Масленица» и др.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

• Широко используя фольклор.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

• Знакомя детей с художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

• На занятиях знакомим детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.

Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Хотелось бы выделить разделы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, хотя мы во всех видах деятельности уделяем большое внимание русскому языку. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту. Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. Дети разучивают рождественские колядки. А в творческой мастерской «Рождественский подарок» дети старшего дошкольного возраста с удовольствием готовят рождественские подарки. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и утешительное для близких своими руками, коллективные же работы объединяют детей, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.

И начинается, интересное действо – игра - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.

В силу сложившихся исторических условий, система православного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста оставалась невостребованной.

В наши дни открывается возможность в полной мере реализовать богатые традиции русской светской и православной педагогики в воспитании детей. Именно дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления ее многолетних православных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций способствует формированию ядра личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре Тульского края» Народные традиции на Руси складывались веками, выживало и приживалось в народе только то, что способствовало развитию человека. Для того.

Консультация для воспитателей «Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии» Артистизм – это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника (не хочется.

Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой, связной речью.

Консультация для воспитателей: «Роль совместных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного.

Практическая консультация для воспитателей групп детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Театр скороговорок.»Практическая консультация для воспитателей групп детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Театр скороговорок.» Выявление проблемы: недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности.

Консультация «Приобщение детей-дошкольников к культуре и истории хакасского народа» Приобщение детей дошкольников к культуре и истории хакасского народа. У каждого человека, считающего Хакасию своей Родиной, есть очень.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район Материал для.

Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры». Приобщение детей к культуре родного края Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры» Мастер-класс Цель: приобщение детей к культуре России через русские народные.

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Тема доклада: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Авторы: Павлова Матрена Софроновна, Матросова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории».
Опубликовано: 12 января 2018 в 05:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории».» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Панафидина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД