Татьяна Пятлина
Консультация для воспитателей «ИКТ-компетентность педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«ИКТ – компетентность современного воспитателя»
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Публикация «Консультация для воспитателей „ИКТ-компетентность педагога“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В нормативном документе (ФГОС ДО) определены также и требования к педагогам, а, именно, «владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» .
Компетентность можно понимать, как способность результативно действовать; способность достигать результата – эффективно разрешать проблему.
В качестве одной из основных компетенций педагога следует рассматривать ИКТ-компетенцию.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной целью, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Из вышесказанного следует, что ИКТ-компетентность – это качество действий педагога, обеспечивающих:
• эффективный поиск и структурирование информации;
• адаптацию информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
• ведение документации на электронных носителях;
• квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
• использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, а также при взаимодействии с родителями и социумом;
• активное самообразование через систему информационных технологий (участие в вебинарах, дистанционное обучение и др.);
Из этого следует вывод, что области применения ИКТ педагогами ДОО являются :
1. документооборот (ведение документации на электронных носителях);
2. методическая работа, включая повышение квалификации педагога и самообразование;
3. воспитательно-образовательный процесс;
4. взаимодействие с родителями.
В реализации ФГОС ДО главным приоритетом работы детского сада выступает не только результат, но и условия. Условия – это социальная ситуация развития ребенка. Мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, поэтому вопрос об ИКТ в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.
Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация фотоматериала, видеофильмов дают возможность увидеть и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в историческое «прошлое», посетить другую страну, музей, концертный зал и пр.
В образовательной деятельности можно активно использовать мультимедийную аппаратуру, ведь создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические компьютерные игры.
Активное пользование сети Интернет дает возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня по различным направлениям развития.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС ДО, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами, поэтому официальный сайт детского сада становится более актуальным. Его создание позволяет родителям увидеть фотографии различной деятельности детей, получить виртуальную консультацию по интересующему вопросу, повторить с детьми знакомые песенки, просмотреть фрагменты режимных процессов и даже обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области.
Современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОО вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса