Мельникова Лариса Леонидовна
Консультация для педагога «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Тема: «Компетентность педагога в сфере общения с родителями»
Аннотация. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Задача педагогического коллектива – воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности. Поэтому нам необходимо наладить тесный контакт с родителями для достижения поставленной задачи, а для этого педагогам необходимо быть профессионально компетентными с сфере общения.
Задачи:
Публикация «Консультация для педагога „Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников“» размещена в разделах
• уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников;
• активизировать педагогическое мышление педагогов как основу игрового моделирования способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями, стимулировать у них развитие творчества и профессиональной активности;
• поддерживать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Сценарий педагогического совета :
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете, посвященном взаимоотношениям педагогов с родителями воспитанников. Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога. И сейчас я предлагаю отправиться в удивительное путешествие по различным станциям.
Предлагаю педагогам встать друг за другом – паровозиком, и под музыку отправиться в путешествие.
I станция «Диагностическая».
Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.
- У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. Сейчас я предлагаю вам ответить на ряд вопросов, для того, чтоб определить, на сколько вы общительны. (Приложение 1).
II станция «Художественная»
Цель: создание портрета педагога, компетентного в сфере общения с родителями воспитанников.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов) В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки.
Личностные качества и установки (личностный компонент)
• Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
• Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
• Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
- Я предлагаю вам «нарисовать» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
III. Психологическая зарядка
Цель: овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
Вопросы после упражнения:
1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
V. Аналитическая
Цель: подведение итогов педагогического совета.
- Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как "официальное лицо" - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.
Раздать памятки воспитателям по проведению беседы с родителями (Приложение 2. Приложение 3).
Примерный кодекс общения :
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Проект решения педагогического совета :
1. Воспитателем всех групп разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями.
2. С целью дальнейшего вовлечения родителей в работу педагогической деятельности, возбуждения у них интереса к воспитательно-образовательному процессу, как необходимому условию развития собственного ребенка провести день открытых дверей для родителей воспитанников.
3. Разработать консультации, памятки, буклеты для вовлечения родителей в жизнь детского сада.
Список используемой литературы:
Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М. : "Издательство Скрипторий 2003", 2006.