татьяна хлынова
Консультация для воспитателей и родителей «Развитие пространственных представлений дошкольников с помощью геопланшетов»
▼ Скачать + Заказать документы
Под пространственными представлениями понимают представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаком предметов как форма, их протяженность (высокий – низкий, длинный - короткий, понятиями о направлениях (вперед – назад, вверх – вниз, налево - направо, о расстояниях (близко - далеко, об их отношениях (ближе - дальше, о местоположении (в середине).
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Развитие пространственных представлений дошкольников с помощью геопланшетов“» размещена в разделах
Развитие ориентировки в пространстве начинается с различений пространственных отношений собственного тела. Дети познают себя и собственное тело через различного рода ощущения: боль или дискомфорт, напряжение или расслабление, голод или сытость, сырость или сухость, ощущение горячего или холодного, сладкого или кислого, а также через различные соприкосновения с другими людьми.
Следующий уровень развития пространственных представлений, которыми овладевают дети, - это взаимодействие с внешним пространством. Данный этап развития ориентировки в пространстве осуществляется за счет зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов. Здесь пространственные представления касаются взаимоотношений между двумя или несколькими предметами, находящимися в окружающем пространстве, а также нахождения внешних объектов по отношению к собственному телу. Дети оперируют такими понятиями, как «далеко», «близко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева» и т. д.
Сначала формируются представления вертикали («верх-низ», затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития пространственных представлений детей на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).
И, наконец, третий уровень - уровень вербализации пространственных представлений, то есть пространство, отраженное в речи. Оно включает все предложные конструкции нашего языка, модификации, происходящие вследствие употребления творительного (кем? чем) и родительного (кого? чего) падежей, сравнительные категории и т. д. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. п.) появляются в речи детей позднее, чем такие слова, как «верх», «низ», «близко», «далеко» и т. п.
Развитие пространственных представлений следует начинать с различного рода массажей, прикосновений и т. п. Детям до 7-ми летнего возраста необходимо как можно больше играть в пространственные игры и находиться в трехмерном пространстве (детская площадка во дворе, лес, цирк, спортивный зал, пляж, бассейн, театр и т. д., а также как можно меньше взаимодействовать с плоскостью (телевизор, компьютер, плоскость листа и т. д.).
В развитии у ребенка пространственных представлений можно использовать различные «маркеры», которые «заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно».
Таким образом, в норме к 6-7 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6-7 лет дети не должны допускать ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх - низ», «правое - левое», «спереди - сзади» и т. п. Развитие пространственных представлений является необходимым условием формирования пространственного мышления.
Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:
- конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется по аналогии со своим телом, все определяет относительно собственного тела;
-достаточно трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки относительно левой;
- относительный характер пространственных отношений : чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;
- дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;
- легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.
Развитие ребенка происходит в присущих ему видах деятельности. Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности - игра, сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность. Все эти виды деятельности объединяет одна общая особенность - ориентировка в пространстве. Разыгрывая сюжет в игре, дети используют пространственные термины, моделируют взаимоотношения взрослых людей, изменяет положение предметов в игре. Изучая методические приемы формирования у детей пространственных представлений надо обратить внимание на роль игровых, занимательных упражнений с использованием дидактического материала.
«Геопланшеты» - Цветные изометрические квадраты, двухсторонние планшеты со стороной 23см. Представляет собой поле со штырьками с набором эластичных резинок в упаковке. Помогает не только освоить геометрию, но и закрепить образы букв, освоить графическую оболочку буквы. Развивает восприятие зрительного образа с помощью механических действий. Можно использовать при изучении слогов, соединяя геопланшеты с изображенными на них буквами, подбирать картинки на определенную букву. Ознакомление с геопланшетами произошло благодаря приоберетению комплекта STEM МАТЕМАТИКА. Геопланшеты доступны воспитанникам в рамках работы в STEAM студии, а также во время проведения клубного часа.
Основными задачами использования геопланшетов являются :
- развитие у детей пространственных представлений (представлений о свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания свойств и отношений;
- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания геометрического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- развитие координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста с листа (могут зеркалить, и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия, письмо (дисграфия, счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений.