Анна Андреева
Консультация для воспитателей и педагогов «Технологии педагогического общения с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии педагогического общения с родителями
Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности, следовательно, и общение педагога с родителями воспитанников - непременное условие построения партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи.
Публикация «Консультация для воспитателей и педагогов „Технологии педагогического общения с родителями“» размещена в разделах
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям. Но, как показывают научные и эмпирические данные, это направление остается для современного воспитателя наиболее сложным.
Так, по данным самоанализа, проделанного педагогами столичных детских садов, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте, неумение воспитателей принять точку зрения родителей.
Указанные причины, бесспорно, являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями. Кроме того, критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к семье в целом и каждому ее члену способствуют возникновению сложных ситуаций в практике общения воспитателя с родителями.
Сложные ситуации относятся к ряду явлений, решение которых нельзя отложить на какое-то время, поскольку от характера взаимоотношений педагога с семьей зависит эффективность воспитательно-образовательной работы с ребенком. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника - все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рас согласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.
По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, избежав конфликта. По мнению психологов, это связано с незнанием педагогов психологических особенностей личности родителей. Например, многие родители очень часто обижаются на педагога, что их ребенок не читает на празднике стихотворение, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.
По мнению специалистов, педагогу в такой ситуации следует сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, ему страшно одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, все обязательно получится. Нужно предложить маме или папе подобрать для следующего праздника несложное стихотворение, которое они смогли бы рассказать вместе. При необходимости нужно помочь им в этом. Объяснить родителям, что, создав для ребенка ситуацию успеха, они помогут преодолеть ему временные трудности.
Таким образом, чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определенными приемами эффективного общения с родителями.
Виды общения педагога с родителями.
Поскольку в процессе общения педагога с семьями воспитанников решаются познавательные и личностно-развивающие задачи, данный процесс правильнее будет назвать педагогическим общением. Можно выделить два вида общения педагога с родителями :
• в групповое (фронтальное) общение - подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
• дифференцированное педагогическое общение - подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с двумя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т. д.). С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может практически любой педагог.
Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:
• психолого-педагогической подготовленностью;
• коммуникативной культурой педагога;
• личностной психологической готовностью.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение (общение двоих) и вовсе невозможно наладить.
Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет. Большинство из них отмечают достаточный уровень психолого-педагогической подготовленности педагогов наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.
Основу коммуникативной культуры составляет общительность -
устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя:
• коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения;
• эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;
• идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому воспитатели с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.
Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.
Использование техники «Я-сообщения».
С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.
«Я-сообщение» состоит из четырех частей.
Первая часть - объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда» : «Когда я вижу, что.»; «Когда я слышу.»; «Когда я сталкиваюсь с тем, что.». В этой части «Я-сообщения» нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя, но не давать оценку его личности.
Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и т. д.).
В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.
Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение. В качестве образца в приложении 1 представлена структура «Я-сообщения» с примерами.
Необходимо стараться, чтобы «Я сообщение» не переходило в «Ты (Вы)-сообщение». Это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать безличные предложения.
Например:
• Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! - неверный вариант.
• Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы, - верный вариант.
Конечно, чтобы пользоваться данной техникой, нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя естественным навыком общения. Важно не отступать, поскольку, освоив такой способ общения, педагоги обязательно оценят его эффективность в разрешении сложных ситуаций.
В помощь воспитателям в приложении 2 предлагается ряд наиболее типичных ситуаций из педагогической практики, где описываются действия педагогов (не всегда верные, а затем дается комментарий психолога.
Данные примеры являются готовым материалом для проведения деловой игры: ситуации (без комментариев психолога) можно распечатать на карточках и предложить воспитателям для обыгрывания и обсуждения, после чего обозначить верные решения, используя приведенные комментарии специалиста.
Еще одной важной и необходимой в работе с родителями способностью педагогов является способность резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это важное умение, требующее вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Хорошим способом тренировки данного умения является составление синквейнов.
В переводе с французского «синквейн» - «пять строк»- стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Правила написания синквейна таковы.
На первой строчке записывается одно слово - существительное это и есть тема синквейна.
На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих данную тему.
На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
На четвертой строчке- размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.
Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой.
Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.
Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с определенными педагогическими целями. Кроме того, данный прием педагоги могут использовать во время проведения мероприятий для родителей с целью обобщения преподнесенной им информации. По синквейнам, составленным родителями, воспитатель может определить, точно ли и в полном ли объеме доведена до них необходимая информация, усвоены ли слушателями важные, ключевые понятия.
Таким образом, грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле - воспитании и развитии детей.