Кроткова Татьяна
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей
с задержкой психического развития, сочетающаяся с задержкой
интеллектуального развития и общим нарушением речи преддошкольного
возраста тесно связано с социальной адаптацией детей в общество, так как
человеку в реальной обыденной жизни постоянно приходится оперировать
арифметическими выражениями, апеллировать к умениям осуществлять счет
и различными операциями готовыми величинами. Формирование до
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
числовых количественных представлений и создание предпосылок для
развития представлений о числе и счете является главной дидактической
целью всего периода обучения ребёнка в дошкольном учреждении.
При диагностическом обследовании делю детей на три подгруппы с
учетом степени психофизического развития и заболеваний: это подгруппы
обучаемых и научаемых детей.
Наше внимание с воспитателями будет сосредоточено на работе с
детьми первой подгруппы, так как они имеют перспективу формирования и
развития математических представлений. Дети этой подгруппы используют
до вербальную форму общения : жесты, мимику, эмоции, звукоподражания и
речь. Процесс обучения детей с ограниченными интеллектуальными
возможностями затруднен, но не является препятствием формирования у
таких детей математических представлений.
Подгруппы посещают 4-5 детей по диагнозам, возрасту и речи.
Продолжительность занятий от 10 до 25 минут с обязательным условием
смены видов деятельности, повторяемости программного материала,
обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия и,
обязательно игровая форма обучения.
Наиболее эффективными методами обучения являются:
- подражание действиям дефектолога и воспитателя;
- совместные действия педагогов и ребёнка;
- действия по образцу.
В ходе осуществления действий по подражанию дети видят каждый
предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие.
В этом случае выбор необходимого предмета, способы деятельности и
последовательность выполнения, даются педагогом в готовом виде.
Рассмотрим, например, математическое задание, знакомящее детей с
количественными признаками предмета, и направленное на коррекцию
зрительного восприятия.
Ставлю на стол трёх кукол и три небольшие коробочки с бусинами
различного цвета белый, синий, красный. Кукла Маша, смотрит за белыми
бусинками, Маша за синими, Саша за красными. Имена куклам даны не
случайно, для закрепления свистящих - шипящих звуков. Куклы постоянно
рассыпают и теряют бусинки. Давайте поможем куклам собрать их в
коробочки. Высыпаю из каждого коробка определенное множество бусинок.
Накрываю группу данных предметов ладонью и произношу : «Много
бусинок». На глазах у детей беру одну бусинку и указываю на количество:
«Одна бусинка, я опускаю её в коробочку, потом ещё одну». Сколько
бусинок осталось на столе? Ответ должен быть четким, проговаривать
каждый звук, ребёнок должен видеть правильную артикуляцию.
На столе нет ни одной бусинки, проводите рукой по свободной
поверхности стола.
Все действия, как педагога, так и ребёнка будут сопровождаться
словесным отчётом взрослого и речевым подражанием воспитанника. Даже
такой способ выполнения заданий вызывает у детей трудности, поэтому
часто приходится прибегать к совместным действиям, когда дефектолог и
педагог берут руку ребёнка в свою и вместе с ним выполняет данное
действие.
Совместные действия и действия по подражанию готовят ребёнка к
выполнению действий по образцу, а затем и к выполнению словесной
инструкции.
Например: сложить в большую корзину большие красные яблоки, а в
маленькую – маленькие зелёные; выбрать и сложить в одну шкатулку все
красные, в другую – все синие, в третью – все зелёные; выбрать на ощупь из
мешочка все кубики или все шарики.
Например: при изучении лексической темы дети не обобщают и не
классифицируют. На первом этапе классификации дети не решают
мыслительную задачу – выделение признака, объединяющего предмета, а
выполняют задания на восприятия по заданному качественному признаку.
Следующим этапом, направленным на развитие и коррекцию
основных мыслительных операций, будет самостоятельное выделение
детьми признака, который является существенным при выполнении
поставленной задачи. Дети группируют предметы по цвету, форме, величине,
назначению.
Например, перед ребёнком кладутся красная и синяя карточки,
ставится коробка с игрушками красного и синего цвета. Озвучивается
инструкция: «Разложите игрушки в две коробки: сюда все такие показываю
красную карточку, а в другую – все такие показываю синие, но не озвучиваю,
какие игрушки какого цвета надо положить в коробочки. Ребёнок должен
сам
Догадаться без словесного вычленения дефектологом принципа
группировки, по какому признаку разложить игрушки, т. е.
классифицировать их по цвету. В процессе коррекционных занятиях
использование данных методик дают положительную динамику в усвоении
детьми дошкольной группы элементарных математических представлений.
Дети дошкольной группы успешно справляются с программным
материалом.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня
развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои
знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое
мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя
чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его
общему умственному развитию.
Дети старшего возраста с ОВЗ, гораздо хуже подготовлены к
изучению математике из-за более низкого уровня исходных математических
знаний, что является одной из причин трудностей при овладении школьной
программой. При обучении этих детей математике требуется специальная
работа, на основе предметно – практических действий, уточняется понятие о
количестве, счете, размере предметов, а также пространственные и
временные понятия, действия с разнообразными предметными множествами
расширяются их представления об окружающем мире.
Основной учебной задачей является подготовка детей к изучению
чисел и арифметических действий сложения и вычитания. Наши дети не
умеют решать простые арифметические задачи, не всегда могут представить
изображенную в них жизненную ситуацию и перевести ее в план
арифметических действий. Объяснить условия задачи, правильно задать и
ответить на вопросы по условию задачи, слабые вычислительные навыки, не
умеют использовать при этом наглядный счетный материал. Найти решение
задачи и подвести к нахождению суммы, к ответу.
Большинство детей правильно воспроизводят числовой ряд от 1 до 10,
находят большую и меньшую группу предметов, умеют уравнивать
неравночисленные множества, знают, дифференцируют основные
геометрические фигуры. Но в то же время они недостаточно владеют
натуральным рядом чисел, поэтому очень трудно вести счет в обратном
порядке, а также с любого пункта натурального ряда, затрудняются в
осуществлении разновозрастного сравнения смежных чисел, не в полной
мере понимают независимость счета от других свойств предметов : их
расположения, от направления счета.
Многие ошибки наших детей обусловлены их невнимательностью,
неумением удержать в памяти все задания, контролировать себя в ходе
работы, а также поспешностью, импульсивностью действий.
Нашим детям больше подходит опосредованное учение. Это когда
ребёнок определённым образом действует с теми или иными предметами,
добиваясь точного их использования, но косвенно, сам того не замечая,
учится сравнивать, дифференцировать или объединять, анализировать свои
действия. Наглядный сенсорный материал помогает усвоить такие понятия
как «вес, форма, размер, цвет» и десятичную систему. Работа с
дидактическим материалом строится определенным образом, учитывая
психофизические возможности детей с нарушениями интеллекта:
многократные повторения одного и того же упражнения, постоянное
раскрытие новых возможностей материала и постепенное, поэтапное
усложнение работы с ним, контроль ошибок осуществляется с помощью
педагога, после занятий с дефектологом изучаемый материал закрепляется
дефектологом во всех видах деятельности и на индивидуальных занятий,
затем, этот материал закрепляется воспитателями во всех видах
деятельности.
Через тактильные ощущения и зрения десятичная система словно
«входит» в ребёнка, и последующее движение его мысли происходит
плавно: от конкретных впечатлений к абстрактным понятиям. Ребёнок делаиндивидуальные открытия и одновременно приобретает точность в
понимании математических явлений.