Нина Пулярова
Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека–это составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово “творчество” в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы в действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частные выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Если несколько переосмыслить удивительно образное высказывание А. Я. Таирова, то, «подобно волшебному Страдивариусу», кукла в руках актера «должна отзываться на малейший нажим его творческих пальцев, покорно воплощая в действительном течении четких форм тончайшие вибрации его хотений».
Работа рук – необходимое звено в творчестве актера – ребенка при игре с куклой, и от степени их тренированности зависит точность воплощения в пластике куклы внутренней и внешней линий жизни роли. Репетиции с куклой провожу столько раз, сколько требуется для выработки автоматизма в исполнении. Ежедневные разминки провожу попеременно левой и правой рукой. Вот несколько таких упражнений:
«Домики»
Пальцы рук переплести между собой. Соединить кончики указательных пальцев правой и левой рук, упираясь ими друг в друга, согнуть пальцы во втором суставе до возможного предела. Вернуть в исходное положение. Повторить упражнение, соединяя пальцы рук поочередно.
«Кисть»
Исходное положение: рука поднята над ширмой. Представить, что кисть правой или левой руки представляет собой мягкую пушистую кисточку, которой надо отряхивать от пыли стенки тончайшей хрупкой вазы. Наши пальцы – совсем гибкие, упругие волоски кисти. Выполняем вращательное движение кистью то по часовой стрелке, то против часовой стрелки.
«Клей»
Представим себе, что кисть руки запачкана клеем. Попытаемся поочередно всеми пальцами соскрести клей с ладони. Исходное положение: ладонь над ширмой. Пальцы выпрямить. На счет «раз»- мизинец касается ладони. На счет «два», «три», «четыре» - мизинец с усилием скользит по ладони вверх до возможного предела и возвращается в исходное положение. Затем, то же движение проделывают остальные пальцы.
«Зверек»
Представим себе, что на ладони сидит маленький зверек. Тельце его располагается от основания пальцев до основания ладони. Каждым пальцем последовательно погладим зверька по спинке. Осторожно, чтобы не потревожить, не спугнуть. Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.
«Горячо»
Руки в рабочем положении. Представим, что большой палец очень горячий. На счет «и» - указательный палец касается большого; на счет «раз» - быстро отскакивает от него в исходное положение, как бы обжигаясь. То же самое повторяется со всеми пальцами поочередно.
«Пушинка»
Исходное положение то же. Представим себе, что указательным и большим пальцами прикасаемся к легкой пушинке, а затем отпускаем ее. И так последовательно всеми пальцами попарно.
«Солнышко»
Руки подняты ладонями вперед. Пальцы выпрямлены и сомкнуты. Локти опущены. На счет «раз» – раздвинуть пальцы до предела; на счет «два» - сомкнуть. Упражнение повторяется с поворотами вокруг вертикальной оси предплечья направо, прямо, налево.
«Плавники»
Представить себе, что кисти рук – верхние плавники большой рыбы. Медленно, плавно раздвигаются пальцы – перепонки в воде. Упражнение можно проводить двумя руками одновременно.