Оксана Хатинская
Семинар для учителей: «Формирование правильной речи средствами театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность - одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Использование театра в логопедической работе способствует процессу нормализации речи, развитию творческого потенциала детей, культуры общения, воображения. Театральная деятельность отвечает психологическим особенностям дошкольников, удовлетворяет их потребность в игре.
Публикация «Семинар для учителей: „Формирование правильной речи средствами театральной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Я в своей работе использую различные виды кукольного театра. Условная природа театра кукол, широта и разнообразие его изобразительных возможностей, увлекательная сила обобщения, свойственная кукольному образу, позволяют с особой убедительностью передавать и обобщенность сказочных характеров и символичность образов, занимательность, динамику и на этой основе формировать правильность речи. Построение занятий с применением театра кукол создает доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда. Логопедические занятия с включением кукольного театра способствуют развитию двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики. Движения пальцев рук, в свою очередь, стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. И лучшего средства, чем петрушковые куклы, в этой работе не найти. Двигая куколку ребенок непроизвольно стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Ведь недаром говорил К. Г. Юнг:» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». Несколько примеров:
При изучении звука (щ) я всегда использую скороговорку:»Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока», но проигрываю это с куклой- щенком. Эффект потрясающий: все хотят выйти и почистить щенка, и происходит непроизвольная работа над звуком. При дифференциации звуков (п) и (п) кукла - ежик пыхтит, а кукла - цыпленок пищит. Для дифференциации звуков (м) и (м) используются куклы: Мишка и мышка.
При отработке чистоты звуков используются диалоги с применением кукол. Например, при отработке звуков (з- з) логопед в паре с ребенком- зайчиком может использовать диалог:
Логопед: Заяц, заяц, чем ты занят?
Ребенок: Кочерыжку разгрызаю!
Логопед: А чему ты, заяц рад?
Ребенок: Рад, что зубы не болят!
Здесь же я использую скороговорку: «У зайки Бубы разболелись зубы» и дети с зайчиком на руках показывают, как ему больно!
Хочется поделиться «изюминкой» при проведении самомассажа. Здесь я использую куклу - солнышко со словами: Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, руки. Он забрался за шиворот, погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
подружись с ним.
Заинтересованно относятся дети и к театру масок. Одним из примеров применения этого вида театра может служить речевая игра» Угадай, чей голосок» для формирования фонематического восприятия. Дети становятся в круг. Одному ребенку одевают на голову маску и завязывают глаза. Идут со словами:
Мы по кругу идем
Мы лягушку зовем.
Ты, лягушка, не зевай,
Нас по голосу узнай.
Один из детей по сигналу логопеда» квакает». Ребенок - лягушка должен узнать ребенка по голосу. Т. Ж самое можно делать с маской лисы.
В логопедической работе уместно использовать самые простые виды кукольного театра : театра - картинок и театра - фланелеграф. Их удобно использовать при изучении лексических тем. Например, при изучении темы» Дикие животные» я использую сказку на фланелеграфе» Колобок», «Теремок». При изучении темы» Овощи»- сказку «Репка». При изучении темы» Рыбы»- сказка» По щучьему велению». При изучении темы» Перелетные птицы»- сказку» Гуси - лебеди». Использовать можно, как всю сказку, так и отдельные фрагменты. Видя перед собой зрительный образ, детям легче формулировать грамматически правильное предложение. Не секрет, что современные дети плохо пересказывают, к тому же они плохо знают русские народные сказки. А куклы помогут компенсировать этот пробел в речевом развитии. Во время изучения темы» Правила дорожного движения» очень интересное занятие можно провести с любимыми героями: Буратино, Пьеро, Мальвиной с помощью театра - фланелеграфа.
В моем арсенале имеются и наборы бумажного пальчикового театра с мини - ширмочкой, которые тоже удачно дополняют работу. Возможно, и без учета вышесказанного можно добиться неплохих результатов коррекционной работы. Но думается, что при подобной работе ребенок чувствует себя комфортнее, а значит, успешнее. А это - самое главное!