Дарья Янченко
Консультация для воспитателей «Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ЗПР старшего дошкольного возраста часто нарушено понимание пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении. Им очень сложно описывать пространственные отношения.
Поэтому для формирования пространственных отношений у детей с ЗПР требуется более длительное время, и более частое включение в деятельность и повторение упражнений направленных на формирование данных представлений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Формирование пространственных представлений условно можно разделить на этапы.
На первом этапе дети учатся ориентироваться на «себе» : определять различные части тела и лица, понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева, а так же ощущать своё тело.
На втором этапе учим ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от других предметов».
На третьем этапе учим ориентироваться в двумерном пространстве.
На четвёртом этапе учим понимать и употреблять логико-грамматические конструкции, выражающие пространственные отношения.
Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела.
1 этап
1. Чтобы нам научить ребенка ориентироваться в схеме своего тела, мы можем использовать потешки.
Например:
Это глазки. Вот-вот.
Это ушки. Вот-вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Здесь живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ-топ.
Ох, устали, вытрем лоб.
Пальцами ребенок показывает на себе части тела, соответственно тексту.
2. Просим ребенка показать на себе, а потом и на других различные части тела.
3. Взрослый, дотрагиваясь до какой-либо части тела ребенка, просит его с закрытыми глазами показать ее на себе, затем, отрыв глаза, на педагоге и обязательно назвать ее.
Педагог дотрагивается до своего тела и просит показать ребенка на себе этот участок и назвать его.
4. Понятия «лево – право». Чтобы помочь ребенку запомнить эти понятия, пользоваться здесь нужно как можно большим количеством внешних опор, маркеров (типа «сено – солома»). Особенно, если ребенку с трудом даются эти понятия. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью браслетов, часов, резинок. Таким образом, мы даем ребенку прекрасную опору для дальнейших взаимодействий с внешним пространством – ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «лево» - это там где маркер. Такие маркеры должны присутствовать на нем постоянно.
5. «Право — лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т. д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т. д., затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой рукой левую коленку, пощекочи левым указательным пальцем левую ступню, постучи правым локтем по левому боку и т. д.»
6. Ребенок придумывает и показывает любое движение и оречевляет свое действие.
7. Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет, что у него находится посередине лица (например нос). А затем по просьбе взрослого начинает движение ладоней вверх или вниз (выделенное слово в речи следует выделить интонационно). При этом перечисляем, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. После этого делаем закономерный вывод, что все мимо чего «проезжала» ладонь, находится выше или ниже носа.
2 этап
На этом этапе этапе формируется осознанное восприятие собственной позиции в пространстве и свойств окружающего пространства.
Для этого закрепляется умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего пространства; учим ребенка располагать объекты по отношению к собственному телу; формируем навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга.
Освоение внешнего пространства нужно начинать с осознания ребенком того, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, справа и слева от него. После выработки у детей навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, что вызывает у детей с ЗПР значительные затруднения. Необходимо закрепить у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право — где у меня лево, а лево — где у меня право.
Важно, чтобы ребенок постоянно оречевлял свои ощущения и направления движения. После сопряженной с действием речи следует учить высказываниям планирующим: что я сейчас буду делать.
1. Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем рассказывает, что где находится.
2. Ребенок раскладывает те же фигуры, только относительно сторон тела другого человека и говорит, что где лежит.
3. Два ребенка встают напротив друг друга. Один ребенок придумывает действия и просит партнера напротив сделать их и внимательно проверяет правильность выполнения. Например, подними вверх левую руку и т. д. После этого дети меняются ролями.
4. Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие, а другой оречевляет его действия. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.
5. Игра «Да-нетка»
Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.
- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача - его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты. Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет». Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать: «Этот предмет находится в комнате сзади нас?», «Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?», «Она спрятана в шкафу?», «Эта игрушка находится в верхней части шкафа?» и т. д.
3 этап.
На этом этапе учим детей ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы); осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу); располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу; находить различно расположенные элементы плоскостной фигуры;
Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов. Затем ребенок помещает различные предметы в нижнем, в верхнем углах, затем учиться располагать предметы в левом нижнем, в правом верхнем углах, рассказывать какие углы остались незаполненными. Формируется понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе бумаги по отношению друг к другу.
1. На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от елки.
2. Сидя за столом, определить его правый и левый край.
3. Положить кружок, справа от него — квадрат, слева от кружка — треугольник.
4. Нарисовать точку, справа от точки — крестик, над точкой — круг, под точкой — квадрат, справа от квадрата — треугольник, над крестиком поставить галочку.
5. По речевой инструкции двигать фишку по полю, расчерченному на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.
6. Расположить предметные картинки справа или слева от вертикальной линии. Затем задания усложняются, то есть лист бумаги переворачивается на 180° и ребенок должен сказать, где же теперь будут правая и левая стороны.
7. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Точно так же можно определить левый и правый карманы на брюках, джинсах и т. д.
8. Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).
9. Покажите число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают).
4 этап.
На этом этапе учим детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира; формируем навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи.
Коррекционная работа начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.
1. На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.
2. На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т. д.
3. Педагог на глазах у детей раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а школьники договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок… (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок… (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).
4. «Положи ручку…» Ребенку предлагается два разных предмета, например, ручка и пенал, он должен выполнить инструкции педагога: положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
5. «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь, а стол…»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.
Желаю удачи в освоении пространственных отношений вашими воспитанниками.